Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Священномученик Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.
Серафимо-Дивеевский монастырь - жемчужина русского православия, гордость Нижегородского края, четвертый удел Пресвятой Богородицы. Ежегодно тысячи паломников приезжает в это святое место, чтобы полюбоваться замечательными храмами, прикоснуться к мощам преподобного Серафима Саровского, найти в обители утешение и облегчение на жизненных путях. Поэтому невозможно рассказывать о преподобном Серафиме и умолчать о дивном Дивееве, как нельзя сказать об отце и забыть о детях. Дивеево - главное детище святого старца, плод духовного рождения, полное чудес. О давнем прошлом монастыря, о его основании можно многое узнать, читая замечательную книгу священномученика Серафима (Чичагова), которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Называется она «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». ***
В основу книги «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» легли архивные материалы Саровской пустыни и Дивеевской обители, документы и воспоминания очевидцев и современников, воссоздающие картину жизни и подвигов старца Серафима и его всенародного почитания. Здесь описаны все духовно значимые события в Саровской пустыни и Дивеевском монастыре в период с 1705 по 1895 годы: повествование о зарождении Дивеевской обители, ее становлении и жизни; наиболее полное жизнеописание преподобного Серафима; воспоминания и рассказы людей, знавших его и с любовью передавших беседы; наставления и пророчества дивного старца; свидетельства о чудотворениях угодника Божия как при жизни, так и после его смерти. В «Приложении» к основной части книги предлагается житие автора «Летописи», митрополита Серафима (Чичагова).
Как отмечает автор в предисловии книги, «Серафимо-Дивеевский монастырь представляет собой необыкновенную обитель, как вследствие своего основания, так и духовного роста. По преданию, первоосновательницей обители считается схимонахиня Александра, в миру - Агафья Семеновна Мельгунова. Она учредила общину не по своей воле, но по воле и указанию Самой Царицы Небесной, на местности, взятой Богородицей Себе в четвертый удел на земле. Блаженный старец Серафим засвидетельствовал эту истину тысячам народа, и потому Дивеево во многих печатанных брошюрах и воспоминаниях современников называется «четвертым жребием Божией Матери на земле». По кончине Мельгуновой обитель была возрождена батюшкой Серафимом, а рядом со старой общиной учреждена другая - новая, под названием «девической». Царица Небесная Сама назвалась Верховной Игуменией Дивеевской обители, передала Преподобному на словах правила и устав монастыря. В последствии блаженный старец не раз при жизни и перед своей кончиной говорил, что ни одного камня в Дивееве не переставлял по своей воле. Предсказания о. Серафима о будущем Дивеевской обители свидетельствуют, что она может быть сравнима только с Киево-Печерской лаврой, которую именуют третьим уделом Богоматери на земле. Многое уже сбылось из предсказаний великого старца, и монашествующие твердо верят, что обитель, по словам о. Серафима, будет впоследствии единственной женской лаврой в мире.
Как свидетельствует сам автор, появлению первого издания «Летописи» препятствовали многие причины, в особенности события, происшедшие после смерти блаженного старца Серафима Саровского. «В продолжение 28 лет обитель преподобного Серафима беспрерывно страдала и терпела потрясения, вследствие вмешательства в судьбу монастыря постороннего лица. Затем в 1861 году возгорелась особая, нигде не бывалая еще смута, потребовавшая чрезвычайного следствия, по окончании которого, естественно, благоговейные сироты Серафимовы заботились лишь о водворении порядка, благочиния и о приобретении духовного покоя, а не об обнародовании правдивой истории монастыря. Наконец, необходимо было дождаться издания исторических документов, воспоминаний и показаний некоторых современников и решителей судеб Серафимо-Дивеевской обители, чтобы «Летопись» имела характер повествования, основанного на неопровержимых исторических фактах». Вскоре, по словам автора были «изданы письма, мнения и резолюции митрополита Филарета Московского, который по воле провидения положил предел страданиям дивной Серафимовой обители, и только потом летописцы смогли основывать события 1861 года на мудрых и безошибочных решениях благодатного святителя русской земли».
Как говорится в житии священномученика Серафима, составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» он считал одним из важнейших послушаний в своей жизни. Она открывала ему не только историю одной из замечательнейших монашеских обителей Русской Православной Церкви, но и монашеские подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси - преподобного Серафима Саровского. Рождение замысла о составлении этой летописи, имевшей определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря и отмеченной с самого начала чудесными проявлениями Промысла Божия об этом труде, отец Серафим описывал следующим образом. «Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного, и когда наступило лето, поехал туда».
«Саровская пустынь, - рассказывает далее автор, - произвела на меня сильное впечатление. Я провел там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался преподобный Серафим. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о святом старце, так заботившемся о дивеевских сестрах. Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного: две старицы-монахини и монахиня Пелагия (в миру Параскева, Паша). Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она были очень старая и больная); воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. На это Паша сказала: "Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный". В смущении я покинул келью старицы. Возвращаясь в Москву, я невольно обдумывал слова Паши». Таким образом, зародилась мысль о «Летописи».
Первое издание книги «Летопись Серафимо-Дивеевекого монастыря» состоялось в 1896 году, а в 1903-м усилиями отца Серафима она была переиздана. Это второе издание «Летописи» имело особое значение для канонизации преподобного Серафима Саровского, открывая перед всей Россией величие благодатных даров преподобного, отозвавшихся чудесным образом в жизни его многочисленных духовных чад. По настоянию Государя в августе 1902 года комиссией во главе с будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), в которую входил и автор «Летописи», было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима. 29 января 1903 года произошло событие, которого в это время с нетерпением и надеждой ожидали не только отец Серафим и другие участники торжественного открытия мощей преподобного Серафима Саровского, но и многие верные чада Русской Церкви, которые уже сподобились приобщиться к молитвенному почитанию преподобного, сопровождавшемуся многочисленными чудотворениями. Святейший Синод принял деяние, на основании которого саровский старец Серафим причислялся к лику святых Русской Церкви.
*** Когда в 20 веке начались гонения на веру, митрополит Серафим (Чичагов), зная, что не сможет закончить свой труд, заповедал это протоиерею Стефану Ляшевскому. Об этом впоследствии рассказывал сам отец Стефан: «Летопись Дивеевскую я уже знал хорошо, бывал в Дивеевском монастыре, много слышал от матушки игумении Александры, надеялся, что скоро гонения прекратятся и тогда можно будет свободно писать. Но вдруг у меня мелькнула мысль: «А почему же владыка митрополит сам не хочет ее продолжить?». Владыка, увидев на моем лице мгновенное недоумение, сказал: «Я не доживу до того времени». Действительно, годы шли, гонения только увеличивались», и 11 декабря 1937 года митрополит Серафим (Чичагов) на 82-м году своей благочестивой жизни был расстрелян на Бутовском полигоне, мужественно восприняв смерть за веру и Церковь. 23 февраля 1997 года Русская Православная Церковь прославила его как священномученика.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!