Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жития святых святителя Димитрия Ростовского в 3 книгах.
Чтение житий святых отцов и матерей наших, подвижников веры и благочестия, живших как во времена весьма отдаленные, так и близкие к нам, извечно пребывает любимым делом христиан. По житиям святых люди учились и по сей день учатся исповеданию христианской веры, делам милосердия и любви. Изучая жития святых, мы узнаем историю Церкви Христовой и своего земного Отечества. История же здесь излагается не сухим языком научного исследования, но примерами жизни благочестивых людей, их служения Богу, Церкви и ближним. Наиболее почитаемым житийным сборником на Руси был 12-томник святителя Димитрия Ростовского, изданный впервые в начале 18 века на церковнославянском языке. С 1900 г. он стал выходить и на русском языке, а после того еще не раз переиздавался. И вот, сегодня, в день памяти святителя Димитрия, мы предлагаем вашему вниманию новое издание этого труда, которое вышло в свет в Издательстве Харвест. ***
Это подарочное издание, вышедшее в свет с благословения митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, представляет собой комплект из 3 книг в футляре, с золотым тиснением. Данные "Жития святых святителя Димитрия Ростовского" на русском языке, изложены по руководству Четьих-Миней, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Предваряет издание слово владыки Филарета, в котором он говорит следующее: «Житийная, или агиографическая, литература представляет собой историю в лицах, которая развивается вокруг единого средоточия — Бога, в Троице славимого и поклоняемого. Возникают и исчезают человеческие цивилизации, возвышаются и рушатся великие царства, - но незыблемым пребывает в веках Царство Божие, о достижении которого так сказал Господь Вседержитель: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6). Стремление к обретению внутреннего духовного сокровища путем исполнения Евангелия Христова было и остается главным делом жизни всех святых подвижников, какое бы положение в обществе они не занимали.
Обращаясь к Ефесским христианам, святой апостол Павел в своем послании пишет: «Итак вы уже не чужие... но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2, 19). В сонме христианских святых мы видим патриархов и епископов, царей и священников, князей и монахов, простых крестьян и высокоименитых бояр, премудрых богословов и препростых юродивых. Казалось бы, - говорит Владыка, - что может объединять их друг с другом, а тем более — нас с ними, жившими века и тысячелетия тому назад? Объединяют же всех людей, от века благоугодивших Богу, слова Господа Иисуса Христа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин 15, 14). Образно говоря, жития святых учат нас обретению Небесного гражданства: они указывают практический путь, ведущий в Небесное Отечество рода человеческого. И в этом смысле, - заключает архипастырь, - все они становятся нашими учителями, и наука их для нас бесценна, потому что обретена страданиями и слезами, тяжкими трудами и ежедневным терпеливым исполнением заповедей Божиих в своей личной жизни».
О том, откуда берут свое начало житийные описания, в издании говорится следующее: «Повествования и записи о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников, различными подвигами угодивших Богу, существуют в Церкви христианской с первых времен ее бытия. Начало сим повествованиям было положено св. евангелистом Лукой, описавшим в книге Деяний святых апостолов подвиги и страдания первоверховных учеников Спасителя нашего и других Его последователей. Несколько ранее этого святой апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь поминать своих наставников, запечатлевших веру во Христа своей жизнью и мученической смертью. Следуя примеру боговдохновенного повествователя и соблюдая заповедь первоверховного апостола, христиане всегда тщательно сохраняли сведения о жизни и деяниях святых».
Как отмечается в предисловии, «первыми по времени были записи и сказания о святых мучениках. В деле распространения и утверждения христианства мученичество имело весьма важное значение. Твердость и непоколебимость страдальцев, которые мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на сердца язычников, что нередко сами мучители, видя безропотность своих жертв, обращались к христианству. Таким образом, кровь христианских мучеников была, по выражению Тертуллиана, семенем новых христиан. Точно записывая дни их кончины, христиане собирались в эти дни для празднования их памяти. «Замечайте дни, - писал своему клиру святой Киприан Карфагенский, - в которые умирают исповедники Христовы, чтобы мы имели возможность праздновать памяти их вместе с памятями мучеников». С этою целью в Церкви христианской были особые писцы, которые записывали все, что происходило с христианами в темницах и судилищах». Даже «несмотря на то, что языческое правительство угрожало» им «смертной казнью».
По словам издателей, «Описания страданий святых мучеников пользовались большим уважением. Они были читаемы в церковных собраниях вслед за Священным Писанием. Как можно заключить из мученических актов святого Игнатия Богоносца, обычай этот уже существовал во II веке. А в 418 г. Карфагенский собор постановил правило в дни памяти мучеников читать в церкви об их страданиях. Когда гонения на христиан прекратились, и Церковь Христова заняла в государстве господствующее положение, в ней явились заботливые и благоразумные люди, поставившие себе целью собрать воедино все записи и повествования о мучениках. Первым из таковых собирателей был Евсевий Памфил, епископ Кесарийский», сборник которого содержал в себе «сказания о мучениках, епископах, исповедниках, святых женах и девах, по всем епархиям». К сожалению, труд Евсевия в целом своем составе до нас не дошел, и только некоторые его части можно найти у других писателей.
Спустя время не только подвиги мучеников стали входить в состав житийных повествований. Потому как «среди христиан воссияли великие подвижники, прославившиеся - кто учением и проповедованием Слова Божия, кто святостью своей жизни и наставлением других в добродетелях, кто постом и добровольным умерщвлением тела и страстей, кто другими различными трудами и деяниями. И как страдания мучеников христианских были тщательно и подробно описываемы, так и труды сих новых подвижников не оставлены были в забвении». Так появился новый ряд церковных повествований об угодниках Божиих. Впоследствии все это – «и акты мученические, и сборники сведений о подвижниках, и другие документальные источники - послужили основанием для месяцесловов, синаксарей и Миней-Четьих, т.е. расположенных по месяцам чтений о жизни и подвигах святых». «По свидетельству Феодора Студита, в конце VIII века в христианской Церкви уже существовало 12 книг Миней-Четьих», славянский перевод которых относится к первым векам славянской письменности. Со временем агиографические сборники стали пополняться житиями русских святых, а их составителями были Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, митрополит Макарий и другие.
По словам автора предисловия, «тогда как в Северной Руси памятники древней письменности и между ними жизнеописания святых сохранялись невредимо, церковь южно-русская вследствие нашествий татарских, а также польских и литовских разорений, лишена была многих драгоценных духовных книг, а вместе с ними и житий святых. Поэтому любителям душеспасительного чтения приходилось здесь довольствоваться западными мартирологами, переведенными на польский язык и во многом не согласными с духом православия. Желая устранить такие горестные неудобства, Киевский митрополит Петр Могила был весьма озабочен изданием житий святых на славянском языке. Для этой цели он задумал сделать новый перевод греческих жизнеописаний и уже выписал с Афонской горы жития Симеона Метафраста. Но преждевременная кончина знаменитого Киевского первосвятителя не дала ему совершить задуманный труд.
После него с большим усердием заботился об издании житий святых архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель. В дополнение к материалам для этого труда, приготовленным уже Петром Могилою, Иннокентий испросил у Московского патриарха Иоакима великие Минеи-Четьи Макария, первые три месяца которых и были ему высланы. Но по причине военных смут того времени, не позволявших спокойно заниматься учеными делами, и Иннокентию не суждено было совершить это великое дело. Его преемник архимандрит Варлаам, вполне сочувствуя предположенному изданию житий святых, приложил все старания к его осуществлению. Он не решился, однако, принять этот труд на себя, а стал искать человека, более к этому способного и менее отвлекаемого другими делами». Этим человеком и стал инок Димитрий, будущий митрополит Ростовский.
*** На рубеже XVII и XVIII веков Ростовский святитель Димитрий совершил подвиг, собирав в течение двадцати лет жития всех известных в его время святых. Дополненный синаксарями на праздники Господские и Богородичные, на празднества по случаю перенесения мощей, а также поучительными словами, содержание которых заимствуется из истории праздника, этот труд стал жемчужиной агиографического творчества. Двести лет грамотная Русь всех состояний читала, а неграмотная слушала Четьи-Минеи, находя в них неисчерпаемый источник нравственного назидания и церковно-исторического познания и с благоговением произнося имя их составителя. Но и сегодня, спустя 300 лет, каждый человек может найти в Житиях святых пример для собственного духовного назидания и возрастания в Православной вере.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!