Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Священномученик Серафим (Чичагов) говорил: «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому — убеждал митрополит Серафим клириков и паству, — паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном на разных престолах) литургии. Будет она — будут и Церковь, и Россия». О Божественной Литургии, а также о Всенощном бдении, рассказывает книга священника Даниила Сысоева – «Главная тайна христиан». Она выпущена в свет издательством фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева».
Книга «Главная тайна христиан» содержит в себе Чинопоследование Всенощного бдения и Литургии с толкованием для новоначальных. Как отмечают издатели, «оставаться внимательными в ходе всего богослужения многим из новоначальных верующих тяжело. Множество помыслов одолевает молящегося, заставляя его пребывать в земном попечении. Такое происходит из-за непонимания церковнославянского языка, на котором ведется служба, смысла читаемых во время священнодействия текстов. Назначение данной книги — помочь стремящимся к пониманию сути и красоты православного богослужения открыть для себя всю полноту сути происходящего в храме. Начиная от воспоминания о сотворении мира на Всенощном бдении и заканчивая сердцевиной службы или главной тайной христиан — Святым Причастием, на котором невидимо, но реально ощутимо душа верующего соединяется с Самим Господом.
Ведь что может быть слаще для души, чем непритворное исполнение слов: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, даюшей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы». По словам автора, в различные дни церковного года православное богослужение отличается степенью торжественности. В будние дни служба носит характер вседневный (в пост — постовой), в праздники она бывает более величественная. Центральной службой суточного богослужебного круга является Божественная литургия. Все прочие службы можно назвать подготовкой к ней, обрамлением.
Как отмечает отец Даниил, слово «Литургия» в переводе с греческого означает «общее дело» - общее дело Бога и людей. На Литургии совершается Святое Таинство Причащения, и мы должны помнить, что Литургия — это таинственное действие Бога, установленное на Тайной Вечере Самим Христом Спасителем, Который накануне Своих Крестных страданий вкушал с двенадцатью апостолами, взял хлеб, преломил его, возблагодарил и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Затем Он взял чашу с виноградным вином и также благословил ее, говоря: «Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19-20; 1Kop. 11,24-25). Этими словами и этими действиями Господь установил и через апостолов передал всем Церквям таинство воспоминания Своей смерти и Воскресения. Во время Причащения мы реально вкушаем под видом хлеба Плоть Господню, под видом вина — Кровь Господню и таким образом получаем бессмертную жизнь.
На вопрос: «Зачем нужна Литургия?», автор отвечает следующее: «Литургия нужна для того, чтобы укрепить и вылечить больных грехом и страстями людей. Когда человек тяжело болен, врачи часто переливают ему здоровую, свежую кровь, или когда какой-нибудь орган в организме перестает функционировать, то врачи прибегают к трансплантации, и наступает выздоровление. Так и Господь в Литургии лечит человека, Он соединяется, смешивается с нами, оттдавая нам Свою Кровь и Свою Плоть, так что мы, вступая в общение со Христом в Причащении, становимся кровью от Крови и плотью от Плоти Господа. Вкушая Его, мы оживляемся Христом, а через Него оживляемся Его Отцом. Христос сказал: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57). Это сердцевина Божественной литургии, в которой заключается смысл существования Вселенной.
О том, «Что такое Литургия?» отец Даниил пишет: «В Древней Церкви Литургия воспринималась не просто как некая трапеза, не только как жертва, но еще и как соучастие в жизни Христа. Постепенно в Церкви выработалась система соотношения последования Литургии с событиями земной жизни Господа. Из начально существовало два вида толкований (объяснений) смысла Литургии. К первому принадлежит высказывание Максима Исповедника, который считал, что все события Литургии, связанные с земной жизнью Господа, оканчиваются Литургией оглашенных, так как исхождение оглашенных из храма есть образ изгнания людей из Царства Божия. А Литургия верных — это участие в тайнах будущего века, Царствия Небесного. Но общепринятым стало второе толкование, которое объясняет Литургию как соучастие в земной жизни Христа — от Его Рождества до Вознесения. Однако на самом деле в этих двух толкованиях нет никакого противоречия, так как земная жизнь Иисуса Христа и есть раскрытие тайн будущего века.
Литургия, по словам автора, существует для того, чтобы люди вошли в Божественную жизнь, Литургия есть та самая дверь, через которую мы входим в общение с Богом Отцом. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что вода перестала бы течь, не росли бы виноградные лозы, не родился бы хлеб, если бы не совершалась Евхаристия. Литургия — это воспоминание. Не простое воспоминание о том, что Христос ходил по земле, а наше соучастие в событиях Его земной жизни. Мы именно соучаствуем в смерти и в Воскресении Христа, а не просто вспоминаем о них, реально вкушаем Самого Христа, Который умер за нас и воскрес. По учению Церкви, основанному на Священном Писании, Литургия — это жертва, приносимая Богу за весь мир, потому что Таинство Причащения, происходящее на Литургии, называется Евхаристией, что переводится с греческого как «благодарение».
Литургия является жертвой благодарности, в центральный момент священник у престола произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть Твои Дары (хлеб и вино) от лица Твоих верных мы приносим Тебе, Богу Отцу, в благодарственную жертву за всех людей и за все Твои благодеяния. Литургия является и жертвой умилостивления Бога, мы умилостивляем Господа за наши грехи. Литургия является и жертвой хвалы, когда мы хвалим Бога за Его невыразимую Славу, в которой Он живет за пределами времени. Литургия — это соединение Бога, Ангелов, людей живых и уже умерших. Литургия — это «военное дело», ведь мы ведем сражение с сатаной, и именно Литургия — величайшее средство для борьбы с диаволом».
О чинах Литургии, о необходимых условиях для ее совершения, о всех ее моментах, читайте на страницах этой книги. В ней объясняются тайные смыслы священных текстов: от воспоминания о сотворении мира, с которого начинается Всенощное бдение, которое в свою очередь переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира - до сердцевины службы, или главной тайны христиан, Святого Причастия – невидимого, но реально ощущаемого душой христианина соединения с Самим Господом.
*** Завершая книгу, отец Даниил Сысоев снова напоминает нам: «Литургия — это наше соучастие в жизни Христа. На Литургии перед нами проходит вся жизнь Иисуса Христа. Мы видим, как Он родился, видим, как проповедовал, как на Тайной Вечере дал Своим ученикам Кровь и Плоть Свою, как Он шел на страдания, как умер, как воскрес из мертвых и как вознесся на Небеса. Все это прошло перед нашими глазами, и мы вспомнили всю жизнь Христа. Каждая Литургия — это наше соучастие в жизни Христа, это наша постоянная Пасха. Это участие в великом Исходе, поэтому дай, Господи, каждому из нас всегда участвовать в этой Пасхе умом и сердцем!» И быть может кому-то поможет эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!