Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Преподобномученица Елисавета Федоровна.
19 октября (1 ноября по новому стилю) 1829 года на далеком Севере России родился мальчик. Через несколько лет он стал любящим и сострадательным пастырем, отцом Иоанном Кронштадтским, всю свою жизнь посвятившим Богу и людям, ждущим его помощи. А спустя 35 лет в Дармштадте в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории родилась дочь. При рождении ей дано было имя Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, в семье называли просто Эллой. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II, и стала великой княгиней в далекой России. Так же, как и святой Иоанн Кронштадтский, Елизавета Федоровна всегда спешила на помощь страждущим людям, и за неустанные подвиги милосердия ее назвали «Белым Ангелом Москвы». Сегодня, в 153 годовщину со дня рождения святой матушки мы предлагаем вашему вниманию книгу Ольги Рожнёвой, которая вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется «Преподобномученица Елисавета Федоровна». ***
Преподобномученица Елисавета Федоровна (Романова) — великая княгиня царствующего дома Романовых, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. В одном из писем к своей сестре, принцессе Виктории, Елизавета Федоровна отмечала: «Господни пути являются тайной, и это поистине великий дар, что мы не можем знать всего будущего, которое уготовано для нас». Еще она говорила: «Ныне трудно найти правду на земле, затопляемую всё сильнее и сильнее греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас». «А мне, - признавалась Великая княгиня императору Николаю II, - на этой земле Господь заповедал благодатный труд, который я должна исполнить. Только Ему дано знать, хорошо ли я исполню его, плохо ли, но я буду стараться изо всех сил. Я вложу свою руку в Его и бесстрашно пойду вперед, сколько бы испытаний и наветов не приготовил для меня этот мир». «Я хочу трудиться ради Бога и в Боге для страждущего человечества...»
Замечательные слова из уст великой матушки, которая стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители, возведённой в самом центре столицы, в Замоскворечье, в 1909 году. Собрав в обители тех, кто хотел вместе с нею отдавать силы Богу и людям, Елисавета Фёдоровна не покладая рук трудилась, светя миру деятельной любовью и черпая силы в молитве ко Господу, Богоматери и святым угодникам Божиим. А истоки этой жертвенной жизни мы находим в ее детстве. Как пишет Ольга Рожнёва, «Мать Эллы, будущей великой княгини Елизаветы Федоровны, принцесса Алиса Гессенская и ее бабушка королева Виктория были незаурядными личностями и необыкновенно сильными женщинами. Принцесса Алиса, выйдя замуж за немецкого герцога, вынуждена была столкнуться с привередливостью немцев, не очень охотно принимавших английскую принцессу. Тем не менее, она на протяжении девяти месяцев возглавляла парламент и развернула широкую благотворительную деятельность: основанные ею богадельни действуют в Германии по сей день. Ее силу характера унаследовала и Элла.
На формирование духовного облика великой княгини Елизаветы, по собственному ее признанию, оказал также большое влияние образ родоначальницы герцогов Гессенских, Елизаветы Тюрингенской, которая прославилась делами милосердия. В честь нее она была названа при рождении. Девочка воспитывалась в глубоко верующей христианской семье. Дети не были избалованы излишествами, привыкли к самой простой одежде и еде. Жизнь их проходила по строгому порядку, установленному матерью, с ранних лет они учились ведению домашнего хозяйства. Девочки сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Принцесса Алиса, мудрая и нежная мать, сумела внушить своим детям любовь к ближним. Она внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на основе христианских заповедей. Дети, как и родители, с ранних лет постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома инвалидов. Девочки привозили с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.
Элла, будущая княгиня Елизавета, с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Протопресвитер Михаил Польский в своей книге «Новые мученики Российские», написанной в 1949 году, писал об этой семье: «Глубоко благочестивая протестантская семья, давшая нам двух великих женщин — императрицу и ее сестру, — имела широкий созерцательный дух, который оказался близким даже православному богослужебному строю. Елизавета Федоровна говорила потом про свою третью сестру, гостившую у нее: "Ирена ни в чем не находит такого наслаждения, как в православном богослужении, и особенно в Успенском соборе. Мы с нею не пропускаем ни одной воскресной утрени". Вот ответ подлинных протестантов нашим отщепенцам-сектантам, именующим себя также протестантами и ожесточенно отвергающим православное богослужение».
В детстве девочка пережила несколько трагедий. Когда ей было девять лет, ее трехлетний брат Фридрих упал с балкона и разбился насмерть на глазах у матери. Когда девочке исполнилось двенадцать, в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, и заболели все дети в семье, кроме Елизаветы. Их мать великая герцогиня Алиса самоотверженно ухаживала за больными детьми и просиживала все ночи у их постелей. Но страшная болезнь не знала пощады, и вскоре умерла младшая сестра Елизаветы, четырехлетняя Мария. Вслед за ней заболела и в возрасте тридцати пяти лет умерла сама мать семейства. Так закончилась для Елизаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь креста. Юная Элла всеми силами старалась облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.
Протопресвитер Михаил Польский писал: «Великая княгиня Елизавета Федоровна была редким сочетанием возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик ее отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного достоинства, выделявшего ее из окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда под покровом скромности утаиться от людских взоров: ее нельзя было смешать с другими». На двадцатом году жизни Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II, брата императора Александра III.
В 1891 году великокняжеская чета обосновалась в Москве: Сергей Александрович получил назначение на должность генерал-губернатора. В тот год великая княгиня впервые основательно занялась благотворительностью. Автор-составитель вновь приводит слова отца Михаила Польского, который вспоминал о благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны следующее: «В Москве все очень быстро усвоили навык постоянно на нее опираться, ставить ее во главе новых организаций, выбирать в патронессы всех благотворительных учреждений, и к началу японской войны она уже была хорошо подготовлена для того, чтобы сыграть главную роль в великом патриотическом движении, в котором приняло участие все русское общество, постоянно заботясь о раненых солдатах как в госпиталях, так и на фронте, вдали от их домашних очагов. Великая княгиня была вполне поглощена этой работой, она всюду успевала, заботилась обо всем том, что могло восстановить силы и предоставить всякие удобства солдатам. Не забывала она и духовные нужды русских людей, посылала им походные церкви, снабжала всем необходимым и для совершения богослужений».
Мученическая кончина Великого Князя Сергия была главной причиной ухода Елисаветы Фёдоровны из мира, с его суетой и развлечениями, и принятия ангельского образа – выбора монашеской стези. «Великая Княгиня приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке в Москве. Здесь она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, посвященную святым женам-мироносицам Марфе и Марии. В основу устава обители был положен устав монастырского общежития. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы, - служение Господу через ближнего своего». Такой была сама святая Елизавета Федоровна, до последних минут своей жизни не прекращавшая молитвенного обращения ко Господу и служившая ближним из последних сил.
*** Великая княгиня Елизавета Федоровна говорила: «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив». «Разве трудно оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово — тому, кому больно; улыбнуться огорченному, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся... И все такие легкие дела — если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с Небом и Самим Богом». Своей жизнью преподобномученица Елизавета доказала истинность этих слов, оставив нам великий пример христианской любви, веры, преданности Богу. Она стала одной из любимейших святых 20 века и ей посвящается эта небольшая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!