Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Церковь совершает память: святых начала IV века: вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) и мч. Луппа Солунского.
Воспоминание великого и страшного землетрясения, бывшего в Царьграде в 740 году.
Прп. Афанасия Мидикийского, подвижника IX века. Прп. Феофила Печерского, архиепископа Новгородского XV века, в Дальних пещерах почивающего. Прп. Димитрия Бассарабовского, XVII века.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня вспоминается великое и страшное землетрясение, бывшее в Царьграде в 740 году. В том году оно поразило Константинополь и многие города Византийской империи. В столице рухнула часть башен Феодосиевой стены, были разрушены многие здания. Это было знамением конца царствования гонителя православных святынь иконоборческого императора Льва III Исавра, умершего через несколько месяцев после этого события. В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.
Братья и сестры, церковный человек всегда должен понимать, что всякое происшествие и тем более глобальное событие имеет духовный смысл. Конечно, не стоит давать толкования на скорую руку, делать это должны духовно опытные люди. Но каким образом люди в Церкви набираются духовного опыта? Давайте порассуждаем о православной христианской мистике и духовной практике. Чтобы о них говорить, нужно внутренне абстрагироваться от «замыленных» значений очень многих современных слов и понятий.
В качестве основополагающих можно выделить следующие православные духовные делания: Таинство Евхаристии (или литургию), Таинство исповеди, молитву и пост.
Сначала хотелось бы поговорить о Таинстве исповеди. Для этого нужно разобраться со значением трех, как я сказал, «замыленных» ныне слов: грех, покаяние и наказание. Человек, вставший на путь поиска Воли Божией, особенно в начале воцерковления, много ошибается и уклоняется с пути, уклоняется от цели. Слово «грех» в греческом оригинале звучит так: амартия, что переводится как «не попадание в цель», «промах». То есть грех – это не столько нарушение религиозных норм или законов, сколько уклонение от истинного пути человека.
Человеку, уклонившемуся со своего пути, нужно покаяние. Покаяние – по-гречески метанойя – переводится как «изменение ума». Это не просто сожаление о чем-то, это переосмысление всей своей жизни и отдельных поступков, наделение их новым смыслом. Чтобы помочь человеку совершить это изменение ума, ему нужно наказание.
Мы в Церкви пользуемся церковнославянским языком, он гораздо глубже и стабильнее русского, но большая беда в наше время – паронимы, слова, звучащие одинаково в славянском и русском, но имеющие разный смысл. Вот определение слова «наказание» из церковнославянского словаря паронимов О.А. Седаковой: «наказание – это 1. вразумление, назидание. 2. наказ». То есть в Церкви нет того жестокого значения слова, что живет в современном русском.
Если подытожить, то человеку, уклонившемуся со своего пути спасения, нужно изменение ума, а оно происходит при помощи Божественного вразумления, назидания. Не спорю, вразумление может быть достаточно жестким, если человек слишком горд, чтобы слышать и видеть Божественные знаки. Чтобы облегчить и упростить процесс вразумления, Святая Церковь предлагает человеку прибегнуть к Таинству исповеди, где он перед Богом изъявляет желание вразумиться, а Бог при помощи получивших специальное посвящение священников открывает человеку дорогу к возвращению на путь спасения. Хотя со стороны исповедь может выглядеть банально, но это действительно великое таинство, и в нем непосредственно действует Сам Бог.
А самое главное и возвышенное Таинство Церкви – это Святая Евхаристия (от греческого – «благодарение») или литургия (от греческого – «общее дело»). Тут нам нужно обратиться к основам нашего богословия. По сути своей христианство требует веры только в один исторический факт – воскресение Иисуса Христа, все остальное вытекает из этого факта и познается опытным путем. Почему это так принципиально? Бог, Творец времени, пространства и всего существующего, открыл о Себе, что хотя Он принципиально Один, но в Себе содержит Три Ипостаси или Три Личности. То есть как для человека нормально иметь две руки, также и Богу естественно иметь в Себе Три Личности, совершенные, нераздельные, но и несливающиеся, Которые мы называем Отцом, Сыном и Святым Духом. Конечно, в этих именах есть некая условность, и часто мы используем другие имена, такие как Вседержитель – для Отца, Логос – для Сына, Утешитель – для Святого Духа.
Так вот, мы верим, что Иисус Христос – это Вторая Ипостась Святой Троицы, воплотившаяся для того, чтобы нас спасти, открыть нам прямой путь к Творцу и вечному блаженству с Богом. Он не только воплотился, Он принципиально в Себе соединил непостижимую Божественную природу и нашу, человеческую. А факт Его воскресения и вознесения говорит о том, что это соединение никуда не пропало, оно действенно и в наше время. А накануне своих крестных страданий Господь Иисус Христос со Своими учениками совершил Вечерю. На ней Он взял хлеб и вино, и назвал их Своими Телом и Кровью. Но Он не просто назвал, они действительно стали таковыми. Конечно, речь не о мясе и о плазме крови с эритроцитами. Видимо они остались хлебом и вином, но по сути своей они измелись, преложились, они обрели Божественную природу. Это открыло возможность человечеству таинственно приобщаться Самого Бога. Но Вечеря Господня не закончилась тогда, она продолжается вечно, мы продолжаем ее и сейчас на литургии в Таинстве Евхаристии.
И каждому из перечисленных аспектов духовной жизни выделяется особое место у разных христиан. Так, обожение путем исихии или умного делания гораздо удобнее и возможнее для монахов-отшельников, пустынников, коими полна, например, святая Гора Афон. Приоритет Таинства покаяния часто наблюдается у монахов общежительных монастырей, где во главу угла ставится связка духовник–послушник. А Святая Евхаристия должна встать на первое место у большинства верных христиан, потому как при житейских заботах, живя в миру, трудно без благодатной помощи двигаться по пути спасения. Кстати, слово «спасение» тоже почти потеряло в наше время исконный смысл, ведь спасение – от греческого слова «сотерия» – это исцеление, восстановление целостности человека в общении с Богом и святыми.
Все святые, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
«Православный на всю голову!». Господь хочет видеть нас победителями
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!