Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 7 июня (25 мая ст. стиль).
Сегодня празднуется: третье обре́тение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в середине IX века. Память сщмч. Ферапонта, епископа Кипрского (IV). Свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского (XIX). Новомучеников: прмч. Тавриона (Толоконцева) и прмц. Елены (Коробковой).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим о святителе Иннокентии Херсонском. Будущий владыка Херсонский и Таврический, в миру Иван Алексеевич Борисов, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. От низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцов и учителей Церкви.
Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей ее жизни, всех мыслей, действий и поступков. У нее была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, богородичных просфор и подобных священных предметов, которыми она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1819 году Иван Борисов с отличием окончил курс семинарии и поступил в Киевскую духовную академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академии первым магистром и был определен в Санкт-Петербургскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора церковной истории, но не прошло и трех месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен во иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской духовной академии, а через несколько месяцев – ее инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.
Свои лекции отец Иннокентий обычно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным ему состоянием и успехами естественных наук, направляя новые знания на служение богословию.
Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотой слова. Таким образом владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далекую всякой внешней эффектности и сухой учености.
Кроме проповедей, владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.
Внешняя природа для отца Иннокентия была второй Библией, свидетельствующей о божественном величии Творца. Этот взгляд на природу он проводил в своих проповедях. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. А проповеди будущего владыки были переведены впоследствии на греческий, немецкий, французский и польский языки.
В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.
В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещен в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. В 1845 году владыка возводится в сан архиепископа и через три года назначается в Херсоно-Таврическую епархию. Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон» – вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.
Желая сохранить развалины древнего Херсона, прославленного крещением великого князя Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссеченный руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников: Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.
В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов. Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал тиф и где можно было видеть всю скорбь и все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев.
26 августа 1856 года, менее чем за год до кончины архиепископ Иннокентий был назначен членом Святейшего Синода.
Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.
Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!
Всего вам доброго, дорогие телезрители!
Христос Воскресе!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!