Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня празднуется зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
А также память: прпп. II века Ксанфиппы и Поликсении. Мц. начала IV века Раисы или Ираиды девы. Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина, пострадавших в IX веке.
Сщмч. 1937 года Иоанна Панкратовича, пресвитера.
Прославление свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, в 1977.
Прославляются иконы Божией Матери: Словенская и Иверская Гавайская.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Дорогие братья и сестры, как и в прошлом году, сегодня мы говорим о святителе Иннокентии (Вениаминове). Его житие очень пространно и, перечитывая его, мы открываем для себя все новые и новые грани святости владыки. Напомню, что 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви святого Илии Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. Повзрослевший Иван Попов поступил в духовной семинарию. В 1814 году в ней сменился ректор, который решил переменить фамилии ученикам. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).
В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. В этом сане ему пришлось прослужить четыре года, и только в 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (на остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Отец Иоанн стал добровольцем, и вот как он сам писал об этом в своей автобиографии: «когда, по распоряжению покойнаго преосвященнаго Михаила, были спрошены все священнослужители по всей епархии: не пожелает ли кто ехать в Уналашку и если не пожелает, то почему именно? — в числе прочих подписался и я, что не желаю занять это место, по причине отдаленности. И это написал я со всею искренностию, имея в виду, что ежели наши вдовы, живя и за десять верст от начальства, остаются без всего, то что же будет за десять тысяч верст? Так я думал, так и говорил другим своим собратиям».
Но когда один выходец из Уналашки по имени Иван Крюков, живший с алеутами сорок лет, «в тот же самый день, при прощании своем с преосвященным… стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слышанию слова Божия (чтó, без сомнения, я слышал от него и прежде и, может быть, не однажды): то — да будет благословенно имя Господне! — я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание преосвященному; и он, точно, удивился этому, но сказал только: “посмотрим”».
Впоследствии владыка считал это событие особым действием благодати Святого Духа и прямым Божьим призывом.7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата. Более чем через год они благополучно прибыли на место. Христианство охотно принималось алеутами благодаря их мягкому и кроткому характеру. Ко времени прибытия отца Иоанна в русских владениях в Северной Америке на разных островах служили еще три священника-миссионера.
Помимо Уналашки отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые ему приходилось переносить в подобных путешествиях, совершавшихся на утлой туземной лодке в холод и непогоду. Но зато утешали беседы с алеутами, когда, по словам отца Иоанна, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова».
Многолетний опыт в деле распространения Слова Божия убедил отца Иоанна в том, что при широкой разбросанности туземных поселений и все возраставшем числе крещеных трудно поддерживать дух христианства у паствы. Для этого была нужна постоянная проповедь, что было невозможно при малочисленности священников и недостатке средств. Кроме того, ему нужно было получить разрешение на издание священных книг на алеутском языке. С этой целью отец Иоанн решился отправиться в Петербург. Приняв такое решение, батюшка взял отпуск и, отправив супругу и детей на родину в Иркутск, 8 ноября 1838 года отплыл с острова Ситхи. Плавание его продолжалось около восьми месяцев. Летом 1839 года он прибыл в Петербург. Святейшим Синодом было принято решение об увеличении штата священно- и церковнослужителей в американских владениях России. Будущему святителю также было разрешено печатать свои переводы.
Но не только радостные вести ждали отца Иоанна в Петербурге: из Иркутска сообщили о кончине его супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. Посвящение отца Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе Петербурга. Наконец, в конце сентября 1841 года после утомительного и долгого пути владыка Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситху. Затем его ждал ряд перемещений и безостановочный труд перевода Писания и богослужения на языки севера.
В 1867 году скончался святитель Филарет, митрополит Московский, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный Иннокентий был поражен этой вестью более всех. Со смирением вступал владыка в свое новое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки преисполнен сил и рвения к деятельности. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено специальное миссионерское общество. С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал; на Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз владыка приобщился Святых Тайн в Великий Четверг. 30 марта 1879 года он потребовал чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи он переселился в горние обители.
Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!