Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня день воскресный, Неделя 1-я Великого поста, именуемая Торжество Православия.
В этот день Святая Церковь чтит память: сщмч. Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников, пострадавших в IV веке. Прп. Агафона, папы Римского VII века. Прп. Льва, епископа Катанского (VIII). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (XI). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах подвизавшегося (XIII–XIV).
Собор прмчч. Валаамских, убиенных в 1578 году.
Прмч. Корнилия Псково-Печерского, игумена XVI столетия.
Сщмч. Николая Петроградского (Розова), пресвитера, пострадавшего в 1938 году.
Прославляется Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери (переходящее празднование Неделю 1-ю Великого поста).
Мы поздравляем всех с Торжеством Православия, а именинников – с днем ангела!
Братья и сестры, о Неделе Торжества Православия мы подробно говорили в прошлом году, поэтому сегодня мы уделим время священномученику Николаю Петроградскому. Он родился 27 ноября 1877 года в селе Жданове Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами: известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.
Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году он окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненкове Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковно-приходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе.
В 1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда. 14 декабря 1904 года диакон Николай был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда. В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию. Окончив ее в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавать Закон Божий в Еленинском клиническом институте.
Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства; близким он говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда к священнику приходили гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, священник был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости.
В 1918 году отец Николай стал служить в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря, где пробыл до 1922 года, а затем переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие, а нечестие если и проявлялось среди простого народа, то было еще беззлобным. С 1925 по 1931 годы священник Николай Розов служил в небольшом деревянном храме в селе Купчине недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея.
В 1932 году староста греческой церкви на Лиговском проспекте пригласил отца Николая стать в ней настоятелем, и тот дал согласие. Прихожан-греков в то время оставалось всего несколько семей, но церковь считалась посольской: иногда сюда приезжал посол Греции и по национальным праздникам вывешивался греческий флаг. Большое внимание в храме уделялось пению. Здесь был профессиональный хор под управлением Р. И. Рождественского, в нем пели многие оперные певцы, но характер пения был скорее светский, нежели церковный. Один из алтарей был в честь святителя Николая чудотворца, это место в храме протоиерей Николай называл «русским уголком», но вскоре этот алтарь староста упразднил без согласия на то настоятеля. Отец Николай хотел сделать богослужение в храме более уставным, но и здесь потерпел неудачу и в 1932 году вынужден был перейти в Никольский храм на Охтенском кладбище.
В 1935 году власти произвели широкие аресты среди духовенства города, коснувшиеся и Никольского храма. 19 марта 1935 года был арестован отец Николай Розов. В обвинительном заключении следователь написал: «Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет свое враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведет антисоветскую агитацию».
28 марта 1935 года Особое совещание НКВД постановило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу, а вместе с ним и его жену. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из охтенского храма деньги целиком отдавал своим детям.
В связи с принятым в 1937 году советским правительством решением об уничтожении духовенства по всей стране были арестованы священники, находящиеся на свободе и в ссылках. 9 декабря была выписана справка на арест протоиерея Николая. 12 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму. В тот же день он был допрошен. Среди прочего отца Николая спросили:
– Следствию известно, что вы вели агитацию среди населения города Уфы за усиление сергиевского церковного течения как самого контрреволюционного течения. Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Агитацию за усиление сергиевского церковного течения среди населения не вел, но, возможно, иногда высказывался за усиление сергиевского течения, так как считал и считаю его самым правильным течением по сравнению с другими церковными течениями (автокефальным и обновленческим).
13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!