Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 5 июля (22 июня ст. стиль).
Идет Петров пост.
И сегодня память: мчч. Зинона и Зины; мч. Галактиона и мц. Иулиании (начало IV века). Сщмч. Евсевия, епископа Самосатского (IV). Свт. Григория (Даскэла), митрополита Валашского (XVIII – первая половина XIX века).
Сщмчч. Феодора Смирнова и Гавриила Архангельского, диаконов, убиенных в 1938 году.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы молитвенно обращаемся к одному из румынских святых, имя которого есть и в наших святцах. Будущий святитель Григорий Валашский, а во святом крещении Георгий, родился в 1765 году в Бухаресте. Греческий, латинский языки и богословие Георгий изучал в Бухарестской академии святого Саввы. Около 1790 года вместе с двумя выпускниками академии, Геронтием и Дорофеем, он поступил в Нямецкий монастырь, где преподобный старец Паисий (Величковский) постриг его в монашество с именем Григорий. Вскоре монах Григорий был рукоположен во иеродиакона и вместе с Геронтием приступил к переводу учительных книг с греческого на румынский. Некоторое время они совместно трудились в Нямецкой обители, а затем возвратились в Бухарест. Здесь, в митрополичьей типографии по благословению митрополита Унгро-Влахийского Досифея стали печататься их переводы. Помимо переводческой деятельности отцу Григорию было дано послушание заведовать библиотекой митрополии. В 1802 году оба инока возвратились в Нямецкий монастырь, и митрополит Молдавский Вениамин поручил им перевод новых книг для публикации.
Русско-турецкая война 1806-1812 годов прервала деятельность монахов-книжников. Осенью 1812 года отец Григорий и Геронтий вместе с духовником Каллиником из монастыря Секу совершили паломничество на Святую Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя на них напали грабители, и Геронтий скончался под их пытками. Отец Григорий остался в живых и по возвращении продолжил труды по переводу и изданию духовной литературы в типографии Нямецкого монастыря. По просьбе нямецких иноков он написал и издал также житие святого Паисия (Величковского).
После 1817 года иеродиакон Григорий перешел в монастырь Антим, затем в монастырь Кэлдэрушани, где им были подготовлены новые переводы, опубликованные в Бухарестской типографии.
4 января 1823 года на заседании Государственного совета из трех кандидатур, предложенных на митрополичью кафедру, господарь Григорий Гика утвердил кандидатуру иеродиакона Григория. Предание утверждает, что, будучи вызван в Бухарест, Григорий пешком преодолел весь путь от Кэлдэрушанской обители до столицы. 9 января он был рукоположен во иеромонаха и возведен в достоинство архимандрита, 10 января хиротонисан во епископа, а 11 января 1823 года настолован митрополитом Унгро-Влахийским.
Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантных кафедр: им были поставлены епископы для Арджешской, Рымникской и Бузэуской епархий. Владыка Григорий разрешил финансовые проблемы митрополии, обремененной большими долгами, доставшимися в наследство от предыдущих предстоятелей. Проявил особое внимание к нуждам приходских священников и диаконов: упорядочил взимание с них различных налогов и уменьшил их количество, пресекая злоупотребления и незаконные поборы со стороны благочинных. Он оказывал материальную поддержку вдовам и детям священников, был главным попечителем румынских школ в Валашском княжестве, подготовил открытие в своей митрополии епархиальных духовных семинарий, которые стали открываться вскоре после его кончины. При этом митрополит продолжил свою переводческую и книгоиздательскую деятельность на румынском языке. А в 1828 году в Бухаресте при его содействии было отпечатано Четвероевангелие на болгарском языке.
В 1828 году в ходе новой русско-турецкой войны Дунайские княжества были заняты русскими войсками и подчинены русской администрации. Митрополит Григорий выступил против обложения священников и народа дополнительными налогами, за что был в январе 1829 года смещен с кафедры новыми властями и отправлен в Кишинев. В декабре 1831 года удаленному митрополиту было разрешено вернуться на свою кафедру, но, прибыв в феврале 1832 года в Бузэу, он был вынужден задержаться там более чем на год. За это время митрополит основал там типографию и издал несколько переводов, сделанных им в Кишиневе, из трудов святителя Иоанна Златоуста и других святых отцов. Напечатанные книги он раздаривал священникам и мирянам. В апреле 1833 года митрополит оставил Бузэу, направившись в монастырь Кэлдэрушани, а в августе того же года вернулся на кафедру в Бухарест.
По возвращении, уже престарелый и больной, святитель вновь занялся устроением церковной жизни. Его проекты предусматривали, в частности, создание новых монастырей и епархиальных семинарий, поставление священника для каждого села или хутора (при наличии в селе более 50 дворов – двух священников), освобождение их от барщины. Незадолго до кончины митрополита Григория в Кэлдэрушанской обители под его надзором начали переиздавать его «Жития святых» в двенадцати томах, но при жизни владыки вышли лишь два тома. Святитель скончался в Бухаресте 22 июня 1834 года.
Священный Синод Румынской Православной Церкви в октябре 2005 года принял решение о причислении митрополита Григория к лику святых. Мощи его были положены в монастыре Кэлдэрушани.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви.
Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил (Кудрявцев)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!