5 декабря. Мученик Прокопий, чтец

5 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 5 декабря (22 ноября ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также память: ап. от 70-ти Филимона и мц. равноап. Апфи́и, ап. от 70-ти Архиппа;  святых III – нач. IV века: мц. Кики́лии и мчч. Валериана, Тиву́ртия и Максима; мч. Мени́гна; мч. Проко́пия Кесарийского (Палестинского), чтеца;  прп. Ага́ввы Исма́ильтянина, подвижника V века; прав. воина Михаила Болгарского IX века; блгв. кн. Ярополка (в крещении Петра) Владимиро-Волынского XI века; блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского (XIII–XIV).

Святых XX века: сщмчч. Иоасафа (Жевахова), епископа Могилевского, Владимира Рясенского, Иоанна Баранова, Василия Бовы, Павла Евдокимова, Иакова Соколова, Феодора Гусева, Иоанна Смирнова, Илии Громогласова, Алексия Бенеманского, Афанасия Милова, прмчч. Герасима (Мочалова), Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова), монахов, мч. Бориса Козлова и прписп. Параскевы (Матиешиной).

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы обратим свой молитвенный взор к мученику первых веков христианства – святому Прокопию. О нем нам повествует святитель Димитрий Ростовский. Родом Прокопий был из Иерусалима, строго относился к своей жизни и украшал себя многими добродетелями. Назначенный на должность чтеца церкви Кесарии Палестинской, что на восточном берегу Средиземного моря, и имея дар разумения Писаний, Прокопий изъяснял верующим слово Божие. Кроме этого, он занимался переводом Священного Писания на сирийский язык и исцелял одержимых недугом беснования, изгоняя бесов.

Однажды, путешествуя в Ски́фополь, он читал слово Божие в церквах христианских и соединял с чтением толкование. Когда о святом Прокопии услышал правитель Кесарии, то приказал схватить его как христианина. В это время, рубеж III – IV веков, было гонение на христиан императора Диоклетиана. Правитель Кесарийский потребовал от святого Прокопия, чтобы он принес жертву языческим идолам и воздал поклонение четырем царям, правившим тогда в империи (имея в виду Диоклетиана на востоке с соправителем Максимианом Галерием и Максимиана Герку́ла с соправителем Констанцием Хлором на западе империи). Но святой дерзновенно ответил на это:

– Христиане не должны почитать и поклоняться многим богам и владыкам. У нас только один Владыка, один Царь и Господь, Творец и Создатель всего.

Услышав это, правитель Кесарийский исполнился ярости на святого и приказал мечем отсечь ему голову. Так святой Прокопий окончил земное поприще и кратким путем возведен был к небу, получив мученический венец от Христа Бога.

Братья и сестры, для кого-то может остаться не совсем понятным, какую должность занимал святой мученик в Церкви. Что же означает «чтец»? По древней традиции чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности (латинский, греческий, арамейский, коптский, сирийский, армянский и др.), произносили проповеди, обучали новообращенных и детей, пели различные гимны-песнопения, занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Именно в такой роли мы и обнаруживаем святого мученика Прокопия.

Эта церковная должность, хотя и несколько изменила свое назначение, но по-прежнему существует в Церкви. В наше время во чтеца постригает архиерей или игумен. Чаще всего чтецами становятся выпускники духовных семинарий, по традиции постриг производится над всеми студентами последнего курса обучения. На практике, то есть на приходе, чтецы ничем не отличаются от благословленных на подрясник алтарников и псаломщиков. Тем не менее хотелось бы обозначить те моменты, которые очень важны в их служении. Рабочий инструмент чтеца – это голос. К сожалению, часто у нас в храмах чтение часов и молитв до и после причастия становится неким декоративным заполнением паузы. И тем более это актуально при чтении канонов на всенощном бдении, когда во время помазания нет возможности сосредоточиться из-за непрестанного перемещения верующих по храму. Но, братья и сестры, любая существующая практика призывает нас к ее совершенствованию. А для любого чтеца (постриженного или нет) на наших приходах открывается широкий путь к совершенству.

Первое, на что должен обратить внимание чтец при работе над своим голосом, – это грамотное извлечение гласных звуков. От этого зависит громкость произношения и приятность звучания. Чтец должен потренироваться произношению гласных без напряжения связок, как это делают профессиональные певцы. И очень важно научиться правильно, своевременно распевать ударные гласные. Второе, что важно, – это произношение согласных. Без должной артикуляции голос сливается в монотонное гудение, которое хоть и красиво, но совершенно бессмысленно заполняет время богослужения. Артикуляция – это скелет нашего чтения. Какой бы ни был громогласный голос, если чтение не является понятным, нашим трудам грош цена. Итак, две составляющие: работа над гласными – это громкость и красота, согласные – это смысл и членораздельность. Но нельзя забывать и про внебогослужебную жизнь чтеца. Чтец призван к дополнительному систематическому или самостоятельному образованию, дабы быть способным правильно ответить любому вопрошающему прихожанину и разъяснить ему основы нашей православной веры и суть церковной традиции.

Святый мучениче Прокопие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать