4 июня. День Святой Троицы. Пятидесятница

4 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 4 июня (22 мая по ст. стилю)

 

Сегодня День Рождения Церкви, Святой Дух сошел на апостолов, обещанный Утешитель пришел в собрание верующих во имя Иисуса Христа. С того дня, почти две тысячи лет назад, Третья Ипостась Святой Троицы взяла на Себя новую, особую роль в истории человечества – роль сохранения и созидания Святой Церкви Христовой. Как писал протопресвитер Иоанн Мейендорф, «когда Церковь собирается во имя Иисуса Христа, она, прежде всего, призывает Святого Духа, поскольку так же, как и на Пятидесятницу, именно Святой Дух обращает общину Нового Израиля в Тело Христово». С этого дня в нашу церковную жизнь снова возвращаются молитвы Святому Духу, а самая известная из них «Царю Небесный…», и земные поклоны. Наступающая неделя сплошная, то есть постных дней на ней нет, а вот сразу за ней начинается Петров пост.

Сегодня совершается память:

II Вселенского Собора, проходившего в 381 году.

Мч. Василиска (начало IV в.).

Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (X – начало XI вв.).

Прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (XVI в.).

Сщмч. Михаила Борисова, пресвитера, пострадавшего в первой половине XX века.

Празднуется собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в первое воскресенье после 1 июня).

Мы поздравляем всех с великим праздником Пятидесятницы, а именинников поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, мы продолжим наши размышления о роли Святого Духа в Церкви с помощью замечательного богослова ХХ века, отца Иоанна Мейендорфа. Анализируя духовный подвиг преподобного Серафима Саровского, для которого стяжание Святого Духа было краеугольным принципом духовной жизни, отец Иоанн писал: «Когда мы призываем Святого Духа, в нас присутствует Христос. Святой Дух являет Христа, и это, в свою очередь, приводит нас к лучшему пониманию самого спасения. Действие Духа, сошествие Святого Духа в Пятидесятницу и Его постоянное присутствие в Церкви в течение всех последующих столетий подлинно творит для нас Христово дело. Только силой Святого Духа апостолы стали исполнены силы и жизни. Их выбрал Христос, и в этом нет сомнений. Он наставлял их. Он остановил свой выбор именно на этих Двенадцати. И тем не менее даже Христово избрание само по себе было недостаточным, чтобы обратить их в апостолов. Они так и не понимали, в чем именно должно состоять их служение. Они все еще не понимали дело Самого Христа до той поры, пока через пятьдесят дней после Воскресения на них не сошел Святой Дух, заставивший их говорить на разных языках и соделавший из них тех, кем они и должны были стать. Таким образом, без Святого Духа это было бы невозможно. Святой Дух – живое действующее начало, осуществляющее это новое присутствие Христа, благодаря которому мы становимся участниками божественной жизни».

Братья и сестры, однако событие сошествия Святого Духа на апостолов – это не просто исторический день, ушедший в далекое прошлое. Третья Ипостась Святой Троицы тогда особым образом вошла в жизнь всего мира, но в жизнь каждого отдельного человека она входит индивидуально, в таинстве, на которое мы, современные православные христиане, не обращаем почти никакого внимания. Речь пойдет о таинстве Миропомазания. И снова мы обратимся к протопресвитеру Иоанну Мейендорфу: «Если рассматривать это таинство с рационалистических позиций, будет крайне трудно понять его роль. Только ли пастырская необходимость заставляет восточных христиан совершать миропомазание сразу же после крещения или же оно играет особую роль в спасении каждого из нас? Разумеется, трудности, с которыми сталкиваются богословы при попытке объяснить значение этого таинства, связаны именно с недостаточным общим видением дела Святого Духа.

Таинство печати Миропомазания является даром Святого Духа конкретной личности, и здесь, конечно, мы должны вспомнить о весьма часто встречающемся в патристической литературе разграничении, смысл которого состоит в том, что крещение в известном смысле является искуплением человеческого естества, миропомазание же относится, прежде всего, к личности человека. Плоды искупления обращены к его природе, однако сам дар этих плодов может быть воспринят человеческой природой только при личном их усвоении... Если взглянуть на эту тайну спасения в свете богословия, скажем, прп. Максима Исповедника, можно убедиться в справедливости такой формулировки. Преподобный Максим отличает волю, или человеческую энергию, принадлежащую природе, от самой человеческой природы. Человеческая воля изначально (природно) свободна от греха. Эта воля, существующая во Христе, в нас и в каждом человеческом естестве, не является тем, что подлежит искуплению. Человеческая воля свободна от греха постольку, поскольку она является природным выражением человеческого естества. Грех же, так сказать, гнездится в том, что мы именуем гномической волей. Это понятие приблизительно соответствует свободной воле, или liberumarbitrium (свободе выбора) латинского богословия, и является специфической характеристикой личностной ипостаси, которой надлежит быть искупленной. Соответственно, именно гномическая воля нуждается в присутствии Святого Духа для того, чтобы она во всем могла стать тождественной естественной воле, отвечающей воле Божьей, будучи по самой своей природе тем, чем и создал ее Бог. Соединение Святого Духа с личным свободным выбором спасаемого человека является центральным моментом богословия Святого Духа и богословия таинства Миропомазания...»

Братья и сестры, может быть для человека, не привыкшего к богословским формулировкам, это все покажется очень запутанным. Но мы все призваны развиваться в Церкви, сначала младенцы пьют молоко, потом едят мягкую пищу, а богословие Святого Духа – это уже еда взрослых христиан, которая крайне необходима для подлинного роста человека в Церкви.

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!

С праздником Святой Троицы!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать