Аудио |
|
Скачать .mp3 |
День постный.
В этот день Православная Церковь молитвенно почитает память: мцц. II века Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Мцц. III–IV веков Феодотии и Агафоклии. Мучеников 156-ти: сщмчч. Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона, пресвитера, мчч. Патермуфия, Илии и иных. Свт. Иоакима (Пани), патриарха Александрийского XVI века.
Прмчч. XX века: Павла (Моисеева), Феодосия (Соболева), архимандритов, Никодима (Щапкова) и Серафима (Кулакова), иеромонахов; прмц. Ирины Фроловой и Александры Хворостянниковой, послушниц; мч. Иоанна Короткова.
Прославляются иконы Божией Матери: Цареградская и Макарьевская.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы уделим особое внимание Макарьевской иконе Божией Матери. Этот образ, по своему типу «Одигитрия», был явлен 17 сентября 1442 года преподобному Макарию, Унженскому чудотворцу, который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного, в середине XV века. В этот период Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.
Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное акафистное пение Пресвятой Богородице, его келью вдруг озарил неведомый свет. Святой смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами кельи раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя наружу, Макарий увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю. Он с благоговением взял икону и поставил в своей келье, почему она и стала называться «Келейной» (лишь позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»). На самом образе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке.
Недалеко от места явления святой иконы преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь была основана обитель, также названная Макарьевской. В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от иконы Божией Матери.
По молитве перед ней местные жители дважды спасались от нашествия врагов. В 1522 году крымские татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макарьеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.
Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более пятидесяти человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца, в лике святых.
С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ: в 1626 и 1690 годах. 24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.
В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II, который не знал истории и значения иконы (не путать его со святителем Митрофаном Воронежским), святой образ Пресвятой Богородицы был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век, в 1858 году, Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака. В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа. По всей видимости, в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обеими чудотворными иконами».
Атеистическое лихолетье ХХ века разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители: в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение обители. Через два года в монастырь вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского. Дальнейшая судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился лишь единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви г. Макарьева.
Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед и напастей!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!