Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 29 февраля (16 февраля ст. стиль).
Началась 2-я подготовительная седмица к Великому посту.
Сегодня Церковь творит память: мчч. Памфила, пресвитера, Валента, диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии и мчч персидских в Мартирополе, пострадавших в IV веке. Прп. Маруфа, епископа Мартиропольского (V). Свт. Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского (XIX – начало XX века).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы познакомимся со святителем Макарием, митрополитом Московский и Коломенский, апостолом Алтая. В миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский, он родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил псаломщиком сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. В 1854 году он закончил семинарию, где ему сократили фамилию до Невского. По своему желанию для проповеди Евангелия он поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарев) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдаленные, труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принял монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукоположили в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Так началось его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, если народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречиями. Многие годы он посвятил переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани.
В 1875 году отца Макария назначили помощником начальника Алтайской миссии. В 1883 году возвели в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещеных возросло до 19 216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухареве) в 1830 году число крещеных было всего 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1 168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 году его назначили епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его [...] В подметных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков [...] Их желание — все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...»
В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделял катехизации народа, смело обличал нравственную распущенность современников, выступал против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
В 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917–1918 годов. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» под угрозой заключения в Петропавловскую крепость подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства. Кроме того, 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку святой патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощения. Священномученик митрополит Петр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая» почил 16 февраля 1926 года в поселке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
Братья и сестры, хотя мы и молимся за каждой литургией о многолетии всех нас, но в случае со святителем Макарием, хочется поблагодарить Бога за то, что Он забрал его в Свои обители до времени самых лютых гонений и репрессий. Ведь святитель и так претерпел столько трудов ради Церкви и, конечно, заслужил кончины безболезненной и мирной.
Святителю отче Макарие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!