Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 28 мая (15 мая ст. стиль).
Сегодня мы творим память: прп. Пахомия Великого и свт. Ахиллия, епископа Ларисийского (IV). Свт. Исаии, епископа Ростовского, чудотворца XI века. Прп. Исаии Печерского, подвижника XI – начала XII века. Прп. Пахомия Нерехтского, святого XIV века. Псковских прпп. XV столетия святого Евфросина и ученика его, Серапиона. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (конец XVI в.).
Празднуется один из самых крупных соборов новомучеников и исповедников Российских, в Бутове пострадавших (это переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы посвятим время нашей передачи истории становления общежительного монашества, а ключевую роль в этом процессе сыграл преподобный Пахомий Великий. Святой Пахомий наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился он в III веке в Фиваиде (что в Верхнем Египте) от родителей-язычников и получил хорошее светское образование. С юности имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание стать христианином.
Вернувшись с победоносной войны, Пахомий принял святое крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Однажды, после 10 лет пустынной жизни преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители, предсказал будущую ее славу и вскоре отошел ко Господу.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Для того чтобы организовать жизнь своих подопечных, преподобный ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг, и, более того, каждого приходящего в первую очередь обучали грамоте и благословляли заучить наизусть большую часть Священного Писания. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще семи монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата. Хотя число братии поражает современного человека, попасть в монастырь по Тавеннисиотскому уставу было не так просто.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Хотя монастыри прп. Пахомия были многолюдны, прием, однако же, в них был не так скор и неразборчив. Когда кто, приступив к вратам монастыря, изъявлял желание отречься от мира и вступить в братство обители, то его не тотчас вводили внутрь, но дав знать о нем Авве и получив от него наставления относительно его, оставляли его на несколько дней вне, без всякого призора и внимания». Причем не просто без внимания, а относились к нему с презрением, укоряли его и отталкивали, чтобы испытать, что намерение его не мимолетное, а твердое, и что он готов на все искушения. После этого первого испытания, новичка принимали в гостиницу. Его заставляли изучить молитву Господню («Отче наш»), если он ее не знал, и несколько псалмов. Через это обнаруживались способности послушника к учению. Между тем осведомлялись, кто он и чего ради оставляет мир; не сделал ли чего худого и готов ли он отрешиться от всяких родственных чувств и от всякого пристрастия к имуществу и ко всему, что оставляет в мире. Если препятствий нет, то новоначальному показывали обитель, рассказывали об уставе и узнавали об его навыках. Затем с него снимали мирские одежды, облекали в иноческие и вводили во время молитвы в собрание братьев. Мирские одежды отдавались эконому, и тот сохранял их, пока принятый окончательно утвердится в иноческой жизни, после чего отдавали их бедным; если же он оказывался негодным послушником, то его опять одевали в мирские одежды и изгоняли вон.
Тавенниссийский монастырь представлял собой большое поселение, состоящее из 30-40 домов, в каждом из домов было по 12 келий, в каждой келье жило по 3 монаха. 3-4 дома составляли трибу. При монастыре были церковь, трапезная, пекарня, больница, гостиница (для паломников), огород, а также склады для провизии и инвентаря.
Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Он учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо. С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления.
Под конец своей жизни преподобный Пахомий сам тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор. Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53 лет и был погребен у горы возле обители.
Преподобне отче Пахомие, моли Бога о нас!
Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!