Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы совершаем торжество в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В связи с этим день сегодня постный.
А также мы вспоминаем преставление свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в 407 году.
Прославляются иконы Божией Матери: Чернокрестная, Лоретская (Лорецкая), Леснинская.
Мы поздравляем всех с Праздником, а именинников – с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспомним историю праздника Воздвижения Креста Господня вместе со знаменитым российским православным богословом, экзегетом и литургистом первой половины ХХ века Михаилом Николаевичем Скабаллановичем. Он пишет, что Воздвижение – это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, то есть в IV веке, предположительно в 320 году. А то обстоятельство, что с этим праздником вскоре (в 335 году) было соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году.
Западная паломница в Иерусалим конца IV века Сильвия так описывает эти два неразрывных праздника во Святом Граде: «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, то есть на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью... Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или […] из различных провинций, то есть из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения».
Также, по свидетельству церковного историка V века Созомена, со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже Таинство крещения, и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения святых мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство в жизни святого Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского, Симеона юродивого. О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преподобной Марии Египетской, записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквям Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Древа, как например, в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского Крестного Древа из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году.
И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь Святого Креста распространяется на Западе, настолько быстро на Востоке. Самое раннее упоминание о празднике западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 года, под именем «дня святого Креста» 3 мая; то же под именем «обретения святого Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Требник Геласианский (приписываемый папе Геласию V века, но восходящий к VII–VIII векам) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Какая противоположность с Востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV века, имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, например, константинопольский VIII века, дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сентября.
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, например, тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII века, восходят к VI или даже V веку, веку первых творцов тропарей, таких как преподобного Авксентия и других. Но характерно, что от первого творца кондаков — преподобного Романа Сладкопевца VI века – не осталось кондака на Воздвижение (хотя на другие двунадесятые праздники, не считая Пасхи, им были написаны песнопения: на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, Пятидесятницу и Благовещение).
Вот такие любопытные исторические и литургические особенности и тонкости, братья и сестры, сообщает нам профессор Михаил Николаевич Скабалланович.
Господи Иисусе Христе Боже наш, благодатью Честного и Животворящего Твоего Креста укрепи и спаси нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!