Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 27 марта (14 марта ст. стиль).
Сегодня воскресенье 2-й недели Великого поста, которое посвящено святителю Григорию Паламе и его учению о нетварных энергиях. Совершается литургия святителя Василия Великого.
Сегодня мы творим память: свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского XIV века, а также собора всех преподобных отцов Киево-Печерских (оба этих праздника являются переходящими во 2-ю Неделю Великого поста). Прп. Венедикта Нурсийского, игумена VI века. Свт. Евсхимона, епископа Лампсакийского IX века. Блгв. кн. Ростислава (в Крещении Михаила) Мстиславича Киевского святого XII века. Свт. Феогноста, митрополита Киевского и всея России XIV столетия.
Прославляются иконы Божией Матери: Феодоровская, Умиление Себежская (Опочецкая) и «Вертоград заключенный».
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодняшний день и вся неделя идут под покровительством святителя Григория Паламы, так как сформулированное им подвижническое учение о нетварных энергиях стало одним из важнейших богословских оснований для монашеского умного делания и практики Иисусовой молитвы, без которых трудно представить Великий пост. Мы уже посвящали святителю программу от 27-го ноября и ее можно посмотреть на сайте нашего телеканала в разделе программы. Поэтому мы опустим сегодня его житие и поговорим о сути того делания, к которому святитель призывает нас в своих богословских трудах. Мы поговорим об исихазме.
Что мы можем прочесть об исихазме, если сделаем такой запрос в Интернете? Новая философская энциклопедия дает нам такое определение: «Исихазм (от греч. ησυχία – покой, безмолвие) – христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма». Встречаются несколько значений термина: 1) уединенное, отшельническое монашество, протекающее в безмолвии; 2) развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV веке особая школа и техника молитвы, часто именуемая “умным деланием” и имеющая своим ядром непрестанное произнесение в уме Иисусовой молитвы; 3) учение св. Григория Паламы или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма (концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке). Сказано достаточно сухо.
В другом месте мы читаем: «Исихазм – особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор)». И во множестве других мест можно прочесть о том, что исихазм – это техника, практика, набор упражнений и методов и тому подобное. И вроде бы все правда, да вот только все не о том. Эти определения похожи на анатомическое описание человека. Вроде все верно, а спросишь: «Где сам-то человек?» – и ответа нет. Сама личность не во внешних признаках. Даже в православной богословской среде на полном серьезе обсуждается вопрос о влиянии восточной мистической традиции вроде йоги на исихазм, сравниваются методы чтения Иисусовой молитвы и мантр. И это снова похоже на анатомическое сравнение, например, человека и обезьяны. Ведь очень похоже, правда? А что действительно общего по сути? Только какие-то внешние черты, да и то очень поверхностно.
В Ветхом Завете суть исихазма выражена всего в одном предложении: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». (Быт. 5, 24) Тот самый Енох, что по православному преданию был вознесен на небо, так же, как и пророк Илия. А если говорить о святых отцах, то мне лично больше всего нравится объяснение исихазма святым Порфирием Кавсокаливитом. Один новоначальный святогорский монах посетил старца Порфирия в Оропосе и в беседе спросил его:
– Геронда, я хотел бы услышать от вас что-нибудь о молитве Иисусовой. Как ее творить? Одни говорят, что надо удерживать дыхание, другие, что надо сидеть на низкой скамеечке, опустив голову на грудь и таким образом удерживать ум от рассеяния и много тому подобного. Итак, я хочу, чтобы вы, имея опыт, сказали мне, как творить Иисусову молитву.
– Я, чадо мое, - ответил Геронда, – не знаком с этими вещами. Но я знаю одну историю, из которой ты, когда я тебе ее расскажу, сам все поймешь.
Одна молодая девушка была моей духовной дочерью. Она очень меня любила и всегда со мной советовалась и была очень послушна. Она поступила в университет. Однажды они приехала ко мне и говорит:
–Геронда, я вчера была на именинах у своей подруги и там познакомилась с одним парнем. Я так к нему расположилась, так его полюбила, что не могу его забыть и хочу найти его и сказать ему, что хочу, чтобы мы создали семью. Поэтому я и пришла к вам, чтобы спросить у вас совета.
– Выслушай меня, детка, – ответил старец. – Не впутывайся сейчас в это, иначе вся твоя учеба пойдет кувырком. Потерпи, пока не окончишь университет, а потом у тебя на это будет вся жизнь.
Она послушалась и ушла. Через неделю приходит снова и говорит:
– Геронда, вы знаете, как крепко я вас люблю. Я стараюсь выбросить этого парня из головы и не могу. Все время думаю о нем…
Отец Порфирий дал ей еще несколько советов и она ушла. Спустя неделю она снова пришла и говорит:
– Геронда, сейчас я пришла уже не для того чтобы посоветоваться с вами. Я пришла просто, чтобы сказать вам, что сегодня поеду к нему, потому что я не могу жить без него. Я его полюбила: сажусь читать – не могу, потому что думаю о нем; иду готовить – снова о нем вспоминаю. И вообще, как я ни старалась, как не боролась, не могла выбросить память о нем из головы…»
Старец продолжил ответ монаху-святогорцу: «Видишь, эта девушка лишь один раз увидев юношу, вложила его образ в свой ум, в свое сердце, а затем как ни старалась извлечь его оттуда, так и не смогла, все ее старания оказались тщетными. А мы сейчас стараемся найти способ, для того чтобы полюбить Бога, Который оказал нам столько благодеяний! Я не знаю эти методы со скамеечкой, удержанием дыхания и т. д. Мне нравится только один способ, о нем я сейчас и рассказал тебе…»
А другой замечательный святой преподобный Силуан Афонский писал: «Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чем другом не терпит душа моя помышлять. Скучает душа моя о живом Господе, и рвется дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному» и еще: «О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу». То же самое мог бы сказать и преподобный Серафим. В этом вся суть исихазма, дорогие братья и сестры, в истинной любви к Богу и смирении.
Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!