Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 26 марта (13 марта по ст. стилю).
Сегодня суббота 2-ой недели Великого поста, которая именуется родительской, так как это день особого поминовения усопших. Совершается литургия святителя Иоанна Златоуста.
Сегодня память: мч. Сави́на Ермопольского (Египетского). Мчч. Африкана, Помпия (Публия) и Терентия; мч. Александра Пиднского; мц. Христины Персидской (III–IV). Перенесение мощей свт. Никифора исповедника, патриарха Константинопольского в 846 году. Прп. Анина Халкидонского, пресвитера.
Сщмчч. XX века Николая Попова, Григория Поспелова и Михаила Околовича, пресвитеров.
Прославляется икона Божией Матери Молдавская.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня очень хочется рассказать об одном замечательном и любимом мною священномученике. Когда я впервые ознакомился с его житием, оно было очень кратко и сопровождалось только одной фотографией, но комиссия по канонизации не прекращает свою работу над житиями и уже прославленных святых. Однако, к сожалению, чтобы соблюсти временные рамки программы, современное житие священномученика Михаила Околовича придется очень сократить.
Родился будущий святой 15 октября 1888 года в городе Полоцке Витебской губернии в семье священника. В 1899 году Михаил окончил начальную школу и поступил в Полоцкое духовное училище. В 1904 году он поступил в Витебскую духовную семинарию, а по завершении обучения в ней – в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1914 году. В 1913 году познакомился со студенткой Бестужевских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, и в 1914 году Михаил Федорович и Мария Максимовна обвенчались. 30 сентября того же года Учебный комитет при Святейшем Синоде постановил назначить на должность законоучителя и инспектора Иркутского духовного училища «Михаила Околовича, с принятием им священного сана».
23 ноября 1914 года Михаил Федорович был рукоположен во священника к училищному храму. В июне 1917 года отец Михаил был избран членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году на собрании духовенства и мирян Иркутской епархии отец Михаил был избран делегатом на Всероссийский Поместный церковный собор. В 1918 году после прихода к власти безбожников духовное училище было закрыто и отец Михаил был назначен служить священником в Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. К этому времени он стал одним из наиболее известных и уважаемых пастырей города: его полюбили за истовое благоговейное служение, глубокую, сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. Из-за популярности священника Иркутская ЧК установила за ним постоянное наблюдение.
В феврале 1921 года сотрудники ЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск и нашли патроны, порох и одну гранату. Отец Михаил и сторож храма были обвинены в хранении оружия. Обвиняемые отказались признать себя виновными. 26 мая 1921 года состоялось заседание Революционного трибунала, который не смог доказать виновность священника и сторожа, и вскоре обвиняемые были освобождены. Отец Михаил вернулся служить в Крестовоздвиженский храм.
Епархия переживала тяжелое время, так как церковную власть при поддержке безбожных властей пытались захватить обновленцы, и отец Михаил решением духовенства Иркутской епархии был направлен в Москву к Патриарху.
Осенью 1924 года Иркутск посетил один из основателей обновленчества, сложивший с себя сан священника – Калиновский. Для участия в диспуте с ним были приглашены епископ Нижнеудинский Кирилл (Соколов), многие известные священники Иркутска, и в частности отец Михаил Околович. Первым выступил Калиновский, который сделал доклад в стиле типичной советской атеистической пропаганды. В ответ выступил отец Михаил Околович. Осенив себя крестным знамением, он сказал, что говорить с людьми, которые всецело разделяют взгляд Калиновского нелегко, и он просит об одном – спокойно выслушать его, и если сердце хотя бы одного из присутствующих выслушает со вниманием слова о бытии Божием, то он будет вознагражден.
«Калиновский, говоря о Боге, не доказал, можно ли познать Его эмпирически, то есть постигнуть умом, увидеть глазами, осязать руками, и ему этого никогда не доказать, потому что наука имеет известный предел, далее которого проникнуть она бессильна. Но эта область непостижимого внешним опытом постигается внутренним чувством человека. Человек сердцем входит в общение с Богом и здесь познает и постигает Его. Мы верим в существующее, вы – в несуществующее, наша вера положительная, ваша – отрицательная, наша вера разумная, ваша – безумная. Мы верим, что в мире все совершается от разных причин, а вы все приписываете случаю. А поэтому мы к логике, к разуму зовем вас».
Отца Михаила в те годы неоднократно вызывали в ОГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на деятельность педагога, предлагали стать осведомителем, поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии, но все эти предложения священник категорически отверг; тогда власти приняли решение его арестовать. Незадолго до ареста отец Михаил был возведен в сан протоиерея.
17 февраля 1925 года отец Михаил вместе с некоторыми другими выдающимися пастырями города был арестован и заключен в иркутскую тюрьму. Один из сотрудников ОГПУ после обыска в квартире священника написал в своем рапорте: «Околович, судя по его разговору и по книгам, имеющимся у него, поп не простой, а современный, просвещенный. Так у него, кроме книг религиозно-нравственного, духовного содержания и беллетристики, есть немало книг по философии, социологии…»
Дело было отправлено в Москву на изучение сотрудников 6-го отделения секретного отдела ОГПУ, которые рекомендовали заключить священников на три года в лагерь. 13 ноября 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священников, и среди них протоиерея Михаила, к трем годам заключения в Вишерское отделение Соловецких лагерей. Поскольку по окончании срока заключения ему было запрещено жить в Иркутске, отец Михаил поселился в Минусинске, куда прибыл в июне 1928 года. Сюда к нему приехала жена. Служить в храме власти ему запретили, на светскую работу не принимали как священника, и он пел в храме на клиросе, а жили тем, что продавали последние остававшиеся у них вещи.
26 февраля 1933 года протоиерей Михаил был снова арестован, а 10 июня приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Он был отправлен в 4-е отделение Дальлага, в лагпункт Балынь, заключенные которого занимались строительством города Комсомольска-на-Амуре.
В 1937–1938 годах началось новое гонение на духовенство, коснувшееся и тех, кто находился в тюрьмах и концлагерях. 26 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. Протоиерей Михаил Околович был расстрелян в тот же день, 26 марта, и погребен в общей безвестной могиле.
Священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!