Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 24 мая (11 мая ст. стиль).
Сегодня мы совершаем память: сщмч. Мокия (III). Равноапп. Мефодия и Кирилла, учи́телей Словенских, просиявших своими трудами в IX веке. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского (IX). Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах подвизавшегося в XIII веке. Свт. Никодима, архиепископа Сербского (XIV).Сщмч. Иосифа, митрополита Астраханского (XVII). Сщмчч. Александра (Петровского), архиепископа Харьковского и Михаила Белороссова, пресвитера, почивших в первой половине XX века.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем священномученика Иосифа, первого митрополита Астраханского. Родился будущий святой в 1579 году в Астрахани в семье Климента и Варвары. Его отец был служивым человеком при Астраханском и Терском архиепископе Феодосии (Харитонове). Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь.
Ища спасения своей души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже – в сане игумена и архимандрита. Часто отец Иосиф принимал в Свято-Троицком монастыре казаков, пользовался уважением в их среде. Благодаря трудам отца Иосифа Троицкая обитель стала одним из крупнейшим центров православного просвещения. Затем он был посвящен патриархом Никоном в архиепископа Астраханского.
Был он достойнейшим архипастырем. Владыка Иосиф принял участие в церковных Соборах, начавших богослужебную реформу в Русской Церкви. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивый царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на церковный совет в 1663 году. Любовью привлек он к себе и святейших патриархов восточных – Александрийского Паисия и Антиохийского Макария, которых он принимал у себя в доме, когда они по царскому зову направлялись в Москву через Астрахань для суда над патриархом Никоном. Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». Вот почему патриархи взяли архиепископа Иосифа с собой в Москву на церковный собор. Здесь они просили царя возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Царь охотно согласился на просьбу патриархов. Тогда же, в 1667 году, поставили Иосифа в митрополиты, причем патриархи в знак своего уважения подарили ему дорогое архиерейское облачение, тканное из шелка с золотом.
Астраханская епархия была одним из самых сложных и неспокойных регионов России. В 1670–1671 годах Поволжье оказалось охвачено восстанием под предводительством Степана Разина. В июне 1670 года из-за действий Разина в Астрахани было особенно тревожно. Местные служилые люди пришли на двор местного воеводы князя Прозоровского и просили у него жалованье за прошлый год. В казне денег не было, и владыка Иосиф дал воеводе 2 тысячи рублей из казны Троицкого монастыря и 600 рублей келейных денег для выплаты жалованья. Однако через несколько дней Астрахань из-за измены жителей была сдана разинцам без боя. Владыка Иосиф находился в городе в окружении мятежников, но остался верен царю и старался привести жителей к миру и покаянию. Он наотрез отказывался от соглашения с разинцами и от какого-либо участия в их делах. Дважды митрополит Иосиф получал грамоты от царя Алексея Михайловича, призывающие к прекращению мятежа, и публично зачитывал их казакам и горожанам. 11 мая 1672 года святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами: священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
Когда казаки, взяв Астрахань, окружили Успенский собор, они потребовали, чтобы святитель явился на казачий круг. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив митрополита в сношениях с московским правительством и казаками, отделившимися от Разина, они потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток на костре святителя Иосифа сбросили со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили во гроб. На следующий день, после совершения панихиды тело святителя было перенесено в придел свв. Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось непогребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославлены чудотворениями.
18 апреля 1918 года Поместный Собор Российской Православной Церкви принял решение о канонизации священномученика Иосифа, о чем патриарх Московский и всея России святитель Тихон и Священный Синод 2 февраля 1919 года издали указ. Торжества прошли в астраханской Знаменской церкви 24 мая 1919 года. Однако праздник завершился трагедией: крестный ход жителей Астрахани к кремлю был расстрелян большевистскими властями. В мае 1992 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святителя Иосифа были положены в раку, установленную в астраханском Успенском соборе. В народе святой владыка Иосиф считается небесным покровителем Астрахани.
Священномучениче Иосифе, моли Бога о нас!
Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!