Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается Рождественский пост.
В этот день Святая Церковь совершает память: прп. подвижника V века Даниила Столпника. Мчч. Акепсия и Аифала. Мч. VII века Миракса Египтянина. Прп. Луки Столпника, подвижника X века. Прп. Никона Сухого, Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XII веке.
Память новомучеников: сщмч. Феофана (Ильминского), епископа Соликамского, и с ним двух священномучеников и пяти мучеников; сщмчч. Николая Виноградова и Иоанна Богоявленского, пресвитеров.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим о священномученике Иоанне Богоявленском. Будущий святой родился 12 февраля 1892 года в селе Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника Дмитрия Богоявленского. В 1914 году Иван окончил Ярославскую духовную семинарию, но по стопам отца идти не захотел, он желал выбрать светский путь и работать в земских учреждениях. Так как юноша окончил семинарию по 2-му разряду, то в земство его не взяли, и он был вынужден устроиться учителем в церковно-приходскую школу. Однако эта работа его не удовлетворила, и осенью 1916 года Иван Дмитриевич поступил на юридический факультет Ярославского демидовского лицея, где проучился два курса, до 1918 года, когда власти преобразовали лицей в государственный университет, где продолжать образование он не захотел.
В 1918 году в Ярославле, как и во многих промышленных городах России, начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков и наконец в 1919 году уехал в Весьегонск, где поступил в советскую школу 2-й ступени преподавателем истории, географии, истории социализма и политической экономии. Несмотря на свое былое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм. В обстановке начавшегося гонения его вера стала подвергаться насмешкам – сначала от коллег-учителей, а затем и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать.
В январе 1922 года он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме. В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки. В первых числах мая он женился, а уже 9 мая был рукоположен в сан священника ко храму родного села.
В конце 20-х годов снова начались гонения; в глухом селе они выразились в требовании, чтобы священник выполнил заведомо непосильное задание по лесозаготовкам, которое он выполнить не смог, за что в марте 1930 года был приговорен к одному году исправительно-трудовых работ. Прихожане, однако, были недовольны расправой над отцом Иоанном и пришли к зданию районного отделения НКВД, требуя его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были отпустить священника, всего лишь выслав за пределы области.
Но власти не забыли о приговоре, и в апреле 1931 года отец Иоанн Богоявленский был снова арестован и отправлен отбывать заключение на лесоповал в Сонковский район. Верующие не оставляли его: привозили продукты и всячески поддерживали. 27 марта 1932 года срок заключения закончился, и священник вернулся в село Раменье. Сразу же вслед за этим начальник районного ОГПУ послал уполномоченному по Сонковскому району поручение установить слежку за батюшкой.
Храм в селе Раменье находился рядом со школой, и школьники во все большие церковные праздники заходили в него: одни потому, что у них родители были верующими, другие – из любопытства. Это не нравилось директору школы, и он стал искать пути закрыть храм.
10 августа 1934 года сотрудник НКВД Фейгенберг потребовал от прокурора разрешения на арест священника, и 15 августа отец Иоанн был арестован. В тот же день следователь НКВД допросил батюшку. На вопросы следователя о его отношении к мероприятиям советской власти отец Иоанн отвечал сдержано.
Следователи допрашивали священника каждый день посменно, день – один следователь, день – другой. Обвинить его было не в чем, следователям не к чему было придраться, и они стали интересоваться: как же он, верующий человек, преподавал социализм. Отец Иоанн отвечал: «Будучи преподавателем в школе, я ученикам преподавал об утопическом социализме, что при нем будет много школ низших и высших, школы будут общие для мужчин и женщин, что будет создано общественное питание в школах и среди всего населения. Фабрики будут общие, должно быть учтено все имущество, труд должен стать коллективным. Я был преподавателем времен военного коммунизма. В это время было положение смутное, не было точных установок учения Карла Маркса о научном социализме, поэтому я и преподавал утопический социализм. Впоследствии от меня стали требовать преподавания о принципах трудовой школы, общественно полезном труде и так далее. Я далек был от такого преподавания, не мог в своей голове переварить всего нового о школе. Я тогда в 1922 году ушел на службу священником, где я хотел найти для себя отраду в своей работе... Я интересуюсь через газеты управлением государственным не потому, что меня особенно советская власть интересует, для меня все равно, царь управлял, советская власть управляет или кто другой. Я жил при царе так, как живу и теперь. Я предан Православной Церкви и буду продолжать до конца служить ей».
Показания всех свидетелей были неубедительны и недостаточны для обвинения священника, и тогда 27 сентября отца Иоанна допросил уполномоченный управления НКВД, чтобы составить свое окончательное заключение по этому делу. По-видимому, даже следователи НКВД и уполномоченный вполне сочувствовали священнику и, записывая его ответы, не слишком искажали то, что он говорил, и не захотели его осудить. Отец Иоанн был освобожден из Бежецкой тюрьмы и вернулся служить в село Раменье.
Но пришли новые, более безжалостные гонения, руководители страны приняли решение о беспощадном уничтожении всех неугодных им людей и целых слоев населения, в том числе и духовенства. 12 ноября 1937 года отец Иоанн Богоявленский был арестован. По обыкновению стали вызывать «дежурных свидетелей».
Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других. 25 ноября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отец Иоанн был сослан в область Коми в Севжелдорлаг. Он пробыл на тяжелых работах с 1938 по 1941 год. С началом войны, при том, что работа оставалась непосильно тяжелой, кормить в лагере почти перестали. Священник Иоанн Богоявленский умер от голода 24 декабря 1941 года, ему было тогда сорок девять лет.
Святый священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!