Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Святая Церковь совершает память святых III - IV века: мч. Евлампия и мц. Евлампии; мч. Феотекна Антиохийского. Прп. Вассиана Константинопольского, игумена V века. Прп. ФеофилаТивериопольского, исп. VIII века. Свт. Амфилохия Печерского, епископа Владимиро-Волынского XII века. Преподобномучеников Святой Горы Афон Зографских, пострадавших в XIII веке. Блж. XVII века Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского.
Святых XIX века: свт. Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского, и прп. Амвросия Оптинского.
Празднуется Собор Волынских святых.
И прославляется Акафистная Зографская («Предвозвестительница») икона Божией Матери.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы снова поговорим о преподобном старце Оптинском, батюшке Амвросии (Гренкове). Мы не будем подробно останавливаться на его житии, приведем лишь основные вехи его жизни, чтобы у нас осталось время прочесть несколько наставлений отца Амвросия.
Родился будущий святой 21 или 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье. Дед его был священником, отец Михаил Федорович – пономарем. Александр (так в миру звали будущего старца) был шестым из восьмерых детей.
В 1825 году двенадцатилетний Саша Гренков поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил. В 1830–36 годах обучался в Тамбовской семинарии. В последнем классе семинарии перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. 8 октября 1839 года прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре, в 1842 году, он принял постриг и был наречен Амвросием в память святителя Амвросия Медиоланского.
В 1843 году батюшка был рукоположен во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. 9 декабря 1845 года он был рукоположен во иеромонаха; из-за болезни почти не мог служить. Впоследствии батюшка был пострижен в великую схиму без изменения имени. Многие годы преподобный Амвроский Оптинский нес духовническое, старческое служение. Преставился святой подвижник 10 октября 1891 года в Шамординской обители.
Батюшка оставил после себя множество писем и других записей. Ныне можно найти систематизированные высказывания старца в виде «Симфонии по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского» или под названием «Алфавит духовный».
Мы почитаем сегодня «Симфонию». На букву «П» мы находим раздел «Покаяние»: «Бывает, […] что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец о. Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести». Или еще в том же разделе: «Грехи — как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
У отца Амвросия еще много написано о покаянии, но перейдем в другой раздел – «Причастие»: «Ежели мы с верой неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердой решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас».
Вот как пишет батюшка Амвросий о скорби: «Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь по благости Своей и милосердию Своему хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы по слепоте своей более желаем, ищем счастия и благополучия временного на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями...»
О Царстве Божием: «Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним, во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3-5); что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас в жизни будущей (Рим. 8, 18), что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22)».
Ну и напоследок о любви: «Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), и еще сказано в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 12, 7). [...] Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и, прежде всего, требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства — во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам».
И еще много-много полезного для нашей духовной жизни мы можем найти в письмах и записях преподобного старца Амвросия Оптинского.
Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!