Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Церковь творит память: апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Кварта и Терция. Мч. Ореста врача, пострадавшего в 304 году. Сщмч. Милия Персидского, епископа, и двух учеников его, пострадавших в IV веке.
Грузинский праздник в честь колесования вмч. Георгия Победоносца.
Прп. Феостирикта Олимпийского (в Символех) и мч. Константина, кн. Грузинского IX века.
Святых XX века: прмч. Нифонта (Выблова); мч. Александра Медема; сщмчч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского, Иоанна Скадовского, Дионисия Щегопева, Петра Павлушкова, пресвитеров; сщмчч. Августина (Беляева), архиепископа Калужского, и с ним Иоанна Сперанского, пресвитера; прмчч. Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина); мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева; сщмч. диакона Бориса Семенова; мч. Николая Смирнова; мцц. Анны Остроглазовой, Ольги Масленниковой и Феоктисты Ченцовой.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем преподобномученика Иоанникия (Дмитриева). Будущий подвижник, в миру Иван Алексеевич Дмитриев, родился в 1875 году в деревне Заводские Хутора Тульской губернии в семье крестьянина. У его родителей было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а летом пас скотину на пастбище.
В двенадцать лет он пошел вместе с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ремеслу. Когда Ивану исполнилось семнадцать лет, он отправился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Проработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Москву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью: отца и братьев с сестрами.
Иван рос с детства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и в конце концов остановился в своем выборе на ските Оптиной Пустыни. В 1903 году Иван Дмитриев приехал в Оптину. Две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, который, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником. Поначалу Иван нес послушание портного в скиту. Здесь 27 ноября 1911 года преподобный Варсонофий, старец Оптинский, постриг его в монашество с именем Иоанникий, а в 1914 году инок был рукоположен в сан иеродиакона.
С 1917 года он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова). В 1918 году иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеромонаха и направил служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги. В 1927 году епископ Феофан был переведен на другую кафедру. Назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 году иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещевске.
Направляя отца Иоанникия в обитель, владыка благословил его помогать всем престарелым монахам и монахиням, жившим тогда при монастыре. В 1929 году монастырь закрыли, а на его месте была организована коммуна «Искра». Отец Иоанникий после закрытия монастыря был назначен настоятелем мещевского собора. Иноки закрытой обители образовали вокруг собора некое подобие монастырской общины с уставными службами в соборе. Они жили по частным квартирам, но все строго выполняли устав. Отец Иоанникий, исполняя благословение епископа, помогал монашествующей братии, и в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать.
Наличие вокруг городского собора некоторого числа монашествующих обратило на себя внимание властей. Священнослужителей и монахов богоборцы считали своими первыми врагами. В октябре 1932 года власти арестовали в городе Мещевске девятнадцать человек, из них одиннадцать монахов и монахинь. Игумен Иоанникий был арестован 31 октября и заключен в тюрьму города Брянска.
16 ноября он был вызван на допрос и на вопросы следователя ответил: «По существу предъявленного мне обвинения в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти виновным себя не признаю... Службы проходили в церкви ежедневно. Это я делал из-за заботы об истинной христианской православной вере, как и должен был делать каждый священник. Никакого подпольного монастыря при мещевском соборе у нас не было. Все монашествующие признавали меня за своего духовника, но за старшего не считали».
15 марта 1933 года тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Козинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 года власти снова арестовали архимандрита Иоанникия вместе с поминаемым сегодня архиепископом Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника.
– Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам по этому вопросу дать откровенные показания, – потребовал следователь.
– Я среди духовенства и верующих неоднократно высказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей... и духовенства, – высказал отец Иоанникий свое мнение, но отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других.
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила архимандрита Иоанникия (Дмитриева) к расстрелу. Он был расстрелян 23 ноября и погребен в общей безвестной могиле.
Святый преподобномучениче Иоанникие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
«Православный на всю голову!». Господь хочет видеть нас победителями
Красноярск. Творческий конкурс медиафестиваля «Спас на Енисее»
Екатеринбург. Выставка «Златоустовская гравюра»
Екатеринбург. Выставка «Икона XVII — начала XX вв»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!