Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы начинаем попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, а также торжественно творим воспоминание III Вселенского Собора, состоявшегося в 431 году, и память: праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Феофана, исповедника и постника III века. Мч. Севериана Севастийского и мчч. Харитона и Стратоника, пострадавших в первой половине IV века. Блж. Никиты, жившего в Царьграде в XII столетии. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца XV–начала XVI столетия. Прп. Онуфрия Воронского, подвижника XVIII века.
Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиепископа Черниговского в 1896 году.
Сщмчч. ХХ века: Григория Гаряева, пресвитера, и Александра Ипатова, диакона; сщмчч. Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского, пресвитеров, Димитрия Троицкого, диакона, и мч. Василия Шикалова; прмч. Андроника (Сурикова), иеромонаха; сщмч. Александра Виноградова, пресвитера.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы будем говорить об одной из самых сложных и спорных личностей, прославленных в лике преподобных Русской Православной Церковью. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывают 1439–1440 годы. Прадед Иосифа – Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа, Иоанне и Марии, сведений почти не сохранилось, за исключением того, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа, у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.
В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан на обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года мальчик изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и, как поется в 4-ом кондаке акафиста, «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил прияти его в послушание».
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков.
Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преподобного Нила Сорского.
В своей книге «Просветитель» и ряде посланий преподобный Иосиф, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. Авторитет волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники, и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».
Святой Иосиф занимал активную позицию в обсуждении вопросов отношений Церкви и государства того времени. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный обличал ересь жидовствующих, возникшую в Новгороде. Святой Иосиф призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями. Именно эта его радикальная позиция до сих пор является предметом споров и принимается только как его личная позиция в условиях той эпохи.
Вот как подвижник писал в своем сочинении «Просветитель»: «Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням». Он решительно добивался осуждения и казней упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам и краткая и пространная редакции монастырского Устава.
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году – к общерусским.
Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!