Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня Православная Церковь совершает Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы.
А также память: апп. от 70-ти Евода и Онисифора; мч. II века Евпсихия Кесарийского (Каппадокийского). Мч. Созонта Помпеольского (Киликийского), пострадавшего ок. 304 года. Прп. Луки Глубокореченского (Каппадокийского), игумена Х века. Свт. Иоанна, архиепископа Новгородского XII века. Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби, несших свое иноческое служение в XIV веке. Прп. Серапиона Псковского, подвижника XV века. Прмч. Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца XVII века. Прп. Макария Оптинского, старца XIX столетия.
Сщмчч. XX века: Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича, пресвитера, и прмчч. Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), игуменов, и Пахомия (Ионова), иеромонаха; Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого, Григория Аверина, Василия Сунгурова, пресвитеров, прмч. Льва (Егорова), архимандрита.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем одного из оптинских старцев. Михаил Николаевич Иванов – таково было мирское имя преподобного Макария Оптинского. Он родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное», – говорила она. Елизавета Алексеевна, мама будущего святого, умерла от чахотки в 1797 году; в это время семья жила вблизи Лаврентьева монастыря в окрестностях Калуги.
В Карачеве, где жила сестра отца, Николая Михайловича, будущий подвижник получил школьное образование, но уже на четырнадцатом году был вынужден поступить на службу бухгалтером в Льговское уездное казначейство, через три года он получил должность начальника стола счетной экспедиции в Курске в Казенной палате. В 1806 году после смерти отца, поделив наследство между братьями, Михаил вышел в отставку и уехал в наследованное имение в Орловской губернии.
Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил Иванов отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни юноша встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика Михаила, принявшего постриг с именем Макарий. Позднее, уже в Оптиной пустыни, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.
Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря святому Макарию были изданы собранные в Оптиной пустыни рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада – супруги Киреевские. Под влиянием преподобного возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали и Алексей Константинович Толстой, и Алексей Степанович Хомяков, и Николай Васильевич Гоголь, и Александр Николаевич Муравьев.
Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к святому Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о нем не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.
Господь даровал преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему, открывавшему ему свою душу он подавал врачевство, подходящее к немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властью, так как оно заставляло повиноваться, а неверующего – верить. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в его одежде, в каждом движении.
Лицо Макария было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему. Преподобный даже написал особый труд – «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», дабы оградить от возможных духовных опасностей новоначальных христиан. Вот, например, как он предостерегает нас о книгах монашеских, вроде Лествицы, Отечника и прочих: «Святые и богоносные отцы написали о великих дарованиях духовных не для того, чтобы всякий безрассудно стремился к получению их, но для того, чтобы не имеющие оных, слыша о таких высоких дарованиях и откровениях, получаемых достойными, сознавали свою глубокую немощь и великое недостаточество и невольно преклонялись к смирению, которое паче всех деланий и добродетелей нужно для ищущего спасения».
За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти святой принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7 сентября 1860 года, через час после принятия Святых Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.
Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!