Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 20 марта (7 марта ст. стиль).
Неделя первая Великого Поста. Торжество Православия.
Литургия святителя Василия Великого.
Сегодня совершается память: священномучеников епископов Херсонеса: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препро́стого (IV). Свт. Павла, епископа Прусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского.
Сщмчч. XX века пресвитера Николая Розова; прмч. иеромонаха Нила (Тютюкина), прмцц. Марии Грошевой, Матроны Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной, Анны Гороховой, послушниц.
Прославляются иконы Божией Матери: «Споручница грешных» и Кипрская (Стромынская).
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, меньше месяца назад мы вспоминали святую праведную царицу Феодору, заслугами которой в Византии в IX веке было оправдано иконопочитание. После собора 843 года, на котором было осуждено иконоборчество, святая повелела устроить церковное торжество, которое и поныне отмечается нами и называется «Торжеством Православия». Первое воскресение, или, по-славянски, первая неделя Великого поста, всегда носит такое название. Мы не будем сегодня углубляться в историческую справку об установлении этого праздника, потому как тогда придется повторить программу о святой Феодоре. Телезрители, желающие обновить в памяти историю святой царицы, могут воспользоваться интернет-сайтом нашего православного телеканала «Союз» и просмотреть программу «Церковный календарь» от 24 февраля.
Мы же сегодня поговорим о богослужебных особенностях сегодняшнего дня. Со времени установления праздника прошли столетия и в Церкви оформился целый чин. Некоторые говорят о том, что смысл нашего богослужения устарел и нужно все переписывать заново, но сейчас мы посмотрим, устарело ли что-нибудь из этого древнего элемента православной службы? Итак, все происходит таким образом. После литургии духовенство исходит из алтаря на середину храма. На аналое посреди храма полагают иконы Спасителя и Богоматери. Диакон произносит ектенью, в которой молится о том, чтобы Господь соблюдал Церковь невредимой и непреоборимой от ересей и суеверий, о том, чтобы утихли разделения и силой Святого Духа обратились отступившие от Истины, о том, чтобы просветились мысли помраченных неверием, а верные сохранились непоколебимыми в вере. Поются благодарственные тропари, читается Священное Писание: Апостол и Евангелие. И снова диакон молится о прекращении ненависти, обид и вражды, и об умножении любви такими словами: «Истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй». А затем священник в молитве обращает ко Господу такие слова: «Будь милостив, молит Тебя Твоя Церковь, представляюще Тебя Начальника и Совершителя спасения нашего, Иисуса Христа, будь милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоей, заблуждающимся же просвети разумные очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и открой слух, да познают голос Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему». И снова диакон (а если имеется, то протодиакон) возглашает: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса Един», а затем произносит: «Православия день празднующе, православные люди, более всего прославим Виновника всех благ Бога, благословенного во веки» и читает Символ веры. Затем он распевает такие строки: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. Еще же Соборы святых отец и их предания и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем». На этом моменте расходятся два чина Торжества Православия – краткий и полный. Отличие их в произнесении анафемы. В народной среде есть представление, что анафема – это какое-то злое проклятие, за которым для того, на кого оно провозглашено, следуют беды и болезни. Но само по себе греческое слово «анафема» переводится как «отлучение». То есть провозглашение анафемы –это призыв к нам, верным христианам, воздержаться от тех или иных взглядов, что находятся под анафемой или удалиться от общения с тем или иным человеком, чтобы не заразиться вредными, душегубительными мнениями. Вот некоторые из анафематизмов, провозглашавшихся до 1917 года.
« Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен и все в нем без Промысла Божия и случайно происходит: анафема.
– Утверждающим, что Бог не есть дух, но плоть; или не считающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и подобные хуления произносящим: анафема.
– Дерзающим говорить, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого Бога: анафема.
– Безумно утверждающим, что не нужно было для спасения нашего и очищения грехов пришествия в мир Сына Божия во плоти, и Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема.
–Отметающим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
– Отметающим все таинства святые, Церковью Христовою содержимые: анафема.
– Ругающим и хулящим святые иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, для побуждения взирающих на них к благочестию и подражанию святым принимает, и говорящим что иконы это идолы: анафема».
После же возглашения анафемы пропевается вечная память всем почившим православным патриархам и епископам, царям, князьям и многим другим. В данном случае даже не делается отличия между святыми и не прославленными в лике святых. Все ставятся в один ряд, так как все почившие православные достойны вечной памяти. Завершает чин многолетие ныне живущим патриархам и епископам, властям и всем православным христианам. В заключение звучит гимн святого Амвросия Медиоланского: «Тебе, Бога, хвалим,/ Тебе Господа исповедуем…».
Братья и сестры, хотя я привел несколько сокращенный вариант, но разве можем мы сказать, что хоть что-то из прозвучавшего устарело? Все эти молитвы и прошения, все возглашения актуальны до сих пор и звучат в храмах вот уже более тысячи лет. Будем же внимательны к православному богослужению, дабы не упускать спасительные истины, в нем содержащиеся.
Вси святии православные, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!