Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 19 января (6 января ст. стиль).
Мы празднуем двунадесятый праздник Святое Богоявление или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Также сегодня вспоминается преставление святителя Феофана, Затворника Вышенского в 1894 году.
Братья и сестры, мы поздравляем всех с прекрасным праздником Богоявления и желаем, чтобы в жизни каждого из нас произошло явление Господа, реальная встреча с Ним, ведущая к преображению нашего ветхого человека во образ Христов. А именинников мы поздравляем с днем ангела.
Сегодня многие программы нашего телеканала подробно рассказывают о празднике Богоявления, поэтому, чтобы не оставить в тени прекрасного святителя и подвижника XIX века святого Феофана Затворника, память которого тоже совершается сегодня, посвятим время ему.
В миру Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году Георгий окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1841 окончил академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. Будущего святителя в сане архимандрита ждал ряд назначений: в 1855 году отец Феофан уже преподает в Санкт-Петербургской духовной академии, затем становится ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года архимандрит Феофан – настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. И вот в 1859 году он хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого.
В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище и в то же время заботится о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 года святитель на Владимирской кафедре. И вот казалось бы, внезапно в 1866 году по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможность покоя привлекала владыку, а новый духовный подвиг. Время, остававшееся от богослужения и молитвы, святитель посвятил письменным трудам. Однако хоть и мало уделял времени преосвященный Феофан общению с внешним миром, но все же это отвлекало его от главного дела, ради которого он пришел в Вышу. И тогда явилась мысль о полном затворе, которая впрочем осуществилась не сразу.
Сначала святитель провел в строгом уединении Святую Четыредесятницу, и опыт был удачным. Потом он уединился на более продолжительное время – на целый год, после чего уже бесповоротно был решен вопрос о полном затворе, в который он ушел после Пасхи 1872 года. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Сам же владыка, умаляя свои подвиги, в одном из писем дает такую характеристику своему затвору: «Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приемов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться […] Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку […] ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время».
Надо сказать, святитель Феофан обладал одной из самых крупных частных библиотек того времени. Занятия Вышенского Затворника не ограничивались одной молитвой, богомыслием и чтением. Он глубоко осмысливал все прочитанное, затем письменно излагал это просто, доходчиво и по-богословски возвышенно, с подробнейшими изъяснениями, в реализации писательских способностей он видел свое служение Церкви. В одном из писем находим такие строки: «Писать – это служба Церкви или нет?! Если служба – подручная, а между тем Церкви нужная; то на что же искать или желать другой?»
Потребуется несколько страниц для того, чтобы только перечислить все то, что было написано святителем Феофаном в затворе, начавшемся в 1873 году и продолжавшемся до самой его кончины в 1894 г. Все богословское наследие писателя-затворника пронизано мыслью о спасении души – он оказывал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Наиболее значительные его труды: «Письма о христианской жизни», перевод «Добротолюбия», «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения». Помимо духовно-литературных и научных трудов, он занимался иконописью, музыкой, разнообразным рукоделием, выращиванием растений на балкончике, наблюдением за небесными светилами. Ко всему прочему, сам шил для себя одежду. Почил святитель мирно 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня и погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Давайте прочтем для примера, что говорит нам со страниц своих писаний святитель Феофан: «Думаю, что в нашем уме все еще остается неопределенным – что же именно нужно делать, чтоб спастись? Ныне я отвечу вам на это в нескольких словах: веруйте во все, во что веровать повелевает святая Церковь, и, приемля благодатные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия, молитвования и учреждения святой Церкви, идите неуклонно путем заповедей, возвещенных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей – и спасетесь». Вот так кратко и четко указывает нам путь святой Феофан, а во многих своих трудах поясняет, как же нам двигаться по этому пути спасения в Церкви.
Святителю отче Феофане, моли Бога о нас.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!