Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается Рождественский пост.
Сегодня мы торжественно отмечаем память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, жившего в конце III – первой половине IV века.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы, конечно, говорим о святителе Николае Чудотворце. Но предварить его житие хотелось бы словами митрополита Илариона Алфеева (произнес он их, еще будучи игуменом): «Каждый святой проживает как бы три жизни. Одна — это его реальная жизнь. Другая — его житие. Третья — это “посмертная” жизнь святого, то есть его жизнь в многовековом опыте Церкви, включающем различные чудеса, исцеления и случаи помощи этого святого людям.
О первой, реальной жизни святого мы иногда знаем кое-что, иногда — очень мало, иногда — почти ничего... Вторая жизнь святого — это его житие, написанное в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишенное исторической достоверности. Житие святого — это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес... Лишь в редких случаях — например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни — оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности...
Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство... Что знаем мы о реальной земной жизни святителя Николая? Почти ничего. Есть его житие с рассказами о различных чудесах, однако многие из этих рассказов заимствованы из жития другого святого, Николая Сионского, жившего в VI веке. Ни один исторический источник IV века не упоминает о Николае, архиепископе Мир Ликийских...
Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы “за кадром”.
И здесь важно сказать о той третьей жизни каждого святого, которую он проживает в опыте верующих на протяжении многих столетий, протекших после его смерти. Речь идет об исцелениях и чудесах, совершающихся у мощей или гробницы святого, о многообразной помощи, которую оказывает святой, когда к нему обращаются с молитвой. И во многих случаях оказывается, что таинственным образом эта жизнь святого в опыте Церкви соответствует тому, что мы можем узнать о святом из его жития. И житие, лишенное исторической достоверности, оказывается безусловно достоверным на каком-то глубинном и опытном уровне. И чудеса, описанные в житии, затем многократно повторяются в опыте других людей...».
И вот теперь, дорогие братья и сестры, обратимся к житию нашего заступника усердного.
Святитель Николай, будущий архиепископ Мир Ликийских, родился в семье состоятельных родителей-христиан в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (на южном побережье Малоазийского полуострова) во времена, когда этот регион был эллинистическим по своей культуре.
Мы знаем, что Николай с раннего детства решил полностью посвятить свою жизнь Христу. С детских лет он преуспевал в изучении Священного Писания, днем не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, сделав его своим помощником и поручив говорить поучения пастве.
Когда умерли родители святого Николая, он унаследовал их состояние, однако отдал его на нужды благотворительности. Служа Господу, юноша горел духом. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим. Существует ряд преданий о святителе.
Например, однажды, узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их в публичный дом, чтобы спастись от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.
Именно это сказание легло в основу легенды о всем известном западном персонаже Санта Клаусе. Первоначально именно от имени святого Николая в Европе дарились подарки детям в день почитания святителя — 6 декабря. В Голландии гостинцы детям до сих пор продолжает приносить Синтерклаас, то есть буквально «святой Николай», которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении.
Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. По кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов собора, решавшего вопрос об избрании нового архипастыря в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане на рубеже III-IV веков.
Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Достигнув глубокой старости, архиепископ Николай мирно отошел ко Господу примерно в середине IV века. Его честные мощи хранятся ныне в итальянском городе Бари.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный маяк Черноморья (Сочи). 7 мая 2024
Плод веры. Руководитель по информационному сопровождению проектов фонда «Белый ирис» Анна Кузьминых. Часть 1
Кузбасский ковчег. 7 мая 2024
Преображение (Ставрополь). 7 мая 2024
У книжной полки. Эдуард Качан. Уроки Ветхого Завета
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!