Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 18 апреля (5 апреля ст. стиль).
Понедельник 6-й недели Великого поста. Божественной литургии нет. Эта неделя имеет свое название — седмица ваий. Строго говоря, уже в эту пятницу завершается Святая Четыредесятница, затем идет Лазарева суббота, Вербное воскресенье и мы входим в завершительную и очень строгую часть поста - Страстную седмицу.
А сегодня мы творим память: мчч. Агафопода, диакона, Феодула, чтеца, и иже с ними пострадавших. Прп. Пуплия Египетского, прпп. Феоны, Симеона и Форвина, прп. Марка Афинского (IV). Прп. Платона, игумена и исповедника Студийского (VIII – начала IX в.). Прп. Феодоры Солунской, подвижницы IX века. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России в 1652 году.
Сщмчч. 30-х годов XX века пресвитера Алексия Кротенкова и сщмч. Николая Симо, пресвитера Кронштадтского.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, обратим свой мысленный взор к жизненному пути одного Кронштадтского священномученика XX века, современника и сподвижника святого батюшки Иоанна Кронштадтского – поговорим о протоиерее Николае Симо. Николай родился 6 декабря 1875 года в городе Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо; в 1888 году отец Адам был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте.
В 1887 году Николай поступил в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году по первому разряду, продолжил образование в Рижской духовной семинарии; в 1894 году отец перевел его в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Окончив семинарию в 1897 году, Николай обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Павла Панова, и 23 ноября 1897 года был рукоположен во священника к Андреевскому собору в Кронштадте на место отца, переведенного в это время служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе. Настоятелем Андреевского собора в это время был сам отец Иоанн Сергиев. Отцу Николаю разрешили служить только раз в неделю по воскресным дням, между первой и второй литургией. Неблагоприятные обстоятельства, в которых оказался священник со своей эстонской паствой, привели его к мысли о необходимости постройки отдельной церкви для живших в Кронштадте православных эстонцев, которых в то время было около восьмисот человек.
В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его вместе с садом и домом, но с условием, чтобы оно использовалось под храм. Кронштадтский купец и благотворитель Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Духовенство Андреевского собора оказало энергичное противодействие этому предприятию, выказав незаинтересованность в появлении второго храма в непосредственной близости от собора, и обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян, здание было продано купцу Николаю Туркину, и он передал его эстонскому приходу.
1 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский с собором духовенства освятил здание как православный храм в честь Воздвижения Креста Господня, богослужение в нем совершалось на русском и эстонском языках.
Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора, и они пожаловались на это кронштадтскому пастырю. И отец Иоанн, спросив отца Николая, правда ли, что он совершает богослужения ежедневно, пожелал, чтобы священник и дальше также ревновал о службе Божией. Поражает, как настойчиво батюшка Иоанн сохранял выбранную им линию созидания Церкви Христовой, вне зависимости от общественного мнения, даже духовенства.
Кроме совершения богослужений, отец Николай преподавал Закон Божий, а также был руководителем кронштадтского отделения Александро-Невского Общества трезвости и членом комитета кронштадтского «Попечительства о народной трезвости».
В 1910 году скончалась супруга священника, и на его попечении осталось трое детей от трех до семи лет. Отец Николай шел путем ревнителя православия, и его служение стало со временем вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.
В 1917 году скончался один из священников Андреевского собора, отец Иоанн Кронштадтский к тому времени был на небесах с Господом уже почти десять лет, и возникла необходимость заместить вакантное место.
13 декабря того же несчастного 1917 года отец Николай был назначен священником Андреевского собора, а в 1923 году – настоятелем. Но смутное время советских гонений давало о себе знать. Первый раз отец Николай был арестован в марте 1921 года по подозрению в участии в кронштадтском восстании, но через две недели освобожден за невозможностью найти в его деятельности состава преступления.
При попытке захвата церковной власти обновленцами протоиерей Николай показал себя активным противником этого движения. Когда из Петрограда приехал представитель обновленцев с предложением устроить общее собрание двадцаток и духовенства всех кронштадтских приходов, протоиерей Николай и духовенство Андреевского собора заявили, что на собрание они не пойдут. Отцу Николаю сказали, что в случае неявки их могут арестовать гражданские власти. «И пусть арестовывают, у меня котомки уже готовы», – сказал отец Николай.
Протоиерей Николай был арестован 13 октября 1930 года. По делу было привлечено шестьдесят четыре человека: почитателей отца Иоанна Кронштадтского и ревнителей монархии. В то время, когда отец Николай уже находился под следствием, ОГПУ стало арестовывать и тех, кто был не согласен с декларацией митрополита Сергия (Страгородского) и усмотрел в ней недостойное Предстоятеля Церкви потакательство безбожной власти. 14 февраля 1931 года к этому делу были присоединены дела протоиерея Николая Симо и некоторых других священников и мирян Кронштадта. Протоиерей Николай не изменил своей позиции во время следствия и отказался давать какие бы то ни было сведения сотрудникам ОГПУ. В результате протоиерей Николай Симо был приговорен к расстрелу и казнен 18 апреля 1931 года, а погребен в безвестной могиле.
Священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!