Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 17 мая (4 мая ст. стиль).
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Сегодня память: мц. Пелагии, девы Тарсийской III века. Святых, пострадавших в начале IV века: сщмч. Еразма, епископа Формийского; сщмч. Альвиана, епископа Анейского, и учеников его; сщмч. Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников. Прпп. Никиты (Нифонта), Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде подвизавшихся в XIV – XV веках. Сщмч. Иоанна Васильева, пресвитера, и сщмч. Николая Тохтуева, диакона, пострадавших в 1942 и 1943 годах прошлого столетия.
Прославляется икона Божией Матери «Старорусская».
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы с помощью игумена Дамаскина (Орловского) вспоминаем жизнь священномученика Николая Тохтуева. Он родился 9 мая 1903 года в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Род Тохтуевых происходил от крещеных татар, которые поселились здесь в первой половине XVIII века; это были потомственные кузнецы, отличавшиеся в своем деле большим мастерством. Его отец, Василий Николаевич, человек мудрый, деятельный и давший обет трезвости был Николаю примером с одной стороны, а с другой стороны огромное влияние на воспитание Николая оказала его мать, Мария Матвеевна. Она была дочерью священника и второй женой Василия Николаевич, потому как тот в 35 лет овдовел. Ее глубокая вера в Бога руководила всеми ее поступками. В глазах окружающих она была настоящей подвижницей.
Бымовский завод расположен в девяти километрах от Белогорского, во имя святителя Николая мужского монастыря, бывшего одним из ярких духовных явлений того времени на Урале. Благочестие родителей, близость подвижнического миссионерского монастыря и частое присутствие на монастырских службах оказали на Николая Тохтуева огромное влияние. В 1916 году он окончил двухклассное училище в Быму и на следующий год поступил в училище псаломщиков при архиерейском доме в Перми. По окончании в 1919 году училища Николай был назначен псаломщиком в Свято-Троицкую церковь в селе Ашапа. 14 мая 1922 года он был рукоположен во диакона к этой церкви.
У диакона Николая открылся красивый и мощный бас, какого не было ни у одного из диаконов Кунгура и Перми, и 26 января 1925 года епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) позвал его служить в градо-Кунгурский Успенский кафедральный собор. Владыка полюбил диакона Николая за его простоту, добродушие и нестяжательность. В 1925 году в Неделю Православия диакон Николай был возведен в сан протодиакона и награжден двойным орарем.
В 1931 году начался крестный путь протодиакона Николая. Сперва он был отправлен в тыловое ополчение, где условия жизни мало чем отличались от лагерных. А потом, 19 января 1933 года, последовал арест и отец протодиакон был помещен в кунгурскую тюрьму. Его посадили в подвальную камеру, рассчитанную на десять человек, в которую поместили пятьдесят. В камере стояли сырость, духота и табачный смрад, она не проветривалась, и в ней нечем было дышать. В этой камере отец Николай пробыл полгода; укрепляемый Господом, он остался тверд в вере и, вызванный на допрос, заявил, что является убежденным верующим человеком, что он верит, что будет приход на землю антихриста, Второе Пришествие Христа, Страшный Суд и кончина мира. «Но сроков этой кончины мира я не устанавливал и не предсказывал», – сказал он следователю.
На другом допросе отца Николая спросили, давал ли тот подписку о сотрудничестве с ОГПУ. «В 1931 году я давал органам ОГПУ подписку о сотрудничестве в качестве секретного агента по освещению контрреволюционной деятельности церковников и духовенства, но я не только не выполнял эту подписку, а сам вел антисоветскую деятельность. С советской властью я считаюсь и признаю ее постольку, поскольку это не вредит вере. От дальнейших показаний отказываюсь», – сказал протодиакон.
28 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протодиакона Николая к трем годам ссылки на Урал. Находясь в кунгурской тюрьме, протодиакон заболел тифом и после вынесения приговора был освобожден, чтобы следовать на место ссылки вольным порядком, но тиф дал осложнения и до ноября отец Николай не смог стронуться с места. Выздоровев, по совету близких вместо ссылки он поехал в Москву и с конца 1933 года стал служить в одном из храмов Калужской епархии. Он переходил из храма в храм, избегая арестов. В январе 1938 года отец протодиакон перешел служить в храм святых бессребреников Космы и Дамиана в поселке Болшево. Отцу Николаю даже предлагали место в Большом театре, но протодиакон остался служить в храме Божием.
В Великую Пятницу Страстной седмицы 26 апреля 1940 года отец Николай снова был арестован. Следователь спросил, арестовывался ли когда-нибудь протодиакон. Сначала тот отрицал факт ареста и приговора, но затем, признав это, сказал, что готов нести ответственность за то, что уклонился от ссылки.
После того как протодиакон подписал протокол, следователь, пригрозив, что загонит его на восемь лет в лагерь, предложил ему сотрудничать с органами НКВД, выявляя всех антисоветски настроенных лиц. Протодиакон согласился и вторично дал подписку о сотрудничестве, обязуясь держать сведения об этой договоренности в строжайшем секрете. Прощаясь, сотрудник НКВД приказал ему явиться в районное отделение НКВД на следующий день после Пасхи, 29 апреля. После Пасхи отец Николай, предполагая, что домой он уже не вернется, предупредил старосту храма, что его вызывают в НКВД. Перед тем как идти он собрал сумку со всем необходимым в заключении и простился с семьей. У него уже было написано краткое заявление с отказом от сотрудничества, которое он сразу же по приходе вручил начальнику районного отделения НКВД.
«Товарищ начальник, – писал он, – я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага…»
В ночь с 5 на 6 июля 1940 года отец Николай был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД на Малой Лубянке. 2 сентября 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило протодиакона Николая к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Севжелдорлаг в Коми области. Последнее письмо он написал своим родным из поселка Кожва в начале 1943 года. Протодиакон Николай Тохтуев скончался в заключении 17 мая 1943 года и был погребен в безвестной могиле.
Священномучениче Николае, моли Бога о нас!
Христос Воскресе!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!