Сегодня вторник 1-ой недели Великого поста. На вечернем богослужении читается 2-ая часть Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.
Сегодня мы творим память: мц. Евфа́лии Сицилийской и мч. Троа́дия Неокесарийского (III). Сщмч. Феодота, епископа Киринейского (IV). Прп. Агафона Скитского (Египетского) (V). 440 Италийских мучеников (VI). Свт. Арсения, епископа Тверского (XIV – начала XV века).
Прославляется икона Божией Матери, именуемая «Державная».
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, в этом году на самое начало Великого поста выпала память одного удивительного преподобного, житие которого хотя и кратко, но чрезвычайно поучительно. Преподобный Агафон Египетский, современник преподобного Макария Великого, живший в IV – первой половине V века, подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и обратились к нему: «Ты ли отец Агафон?» «Видите перед собой грешного раба Божия», – ответил преподобный. «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный», – продолжали иноки. «Совершенная правда», – согласился святой. – «Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», – подтвердил святой Агафон. «Сверх того говорят, что ты еретик?» – не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: «Напрасно, я не еретик». Когда же спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, святой объяснил: «Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы по испорченной природе нашей невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией».
На вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние, преподобный Агафон отвечал: «Человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как Священное Писание уверяет, что всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф.3, 10), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя».
Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом. «Неужели и ты, отче, боишься суда?» – спросили его. «Я по силе моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно Богу мое дело?» – «Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые ты сотворил, угождая Богу?» – спросили иноки. – «Не надеюсь до тех пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд Божий». Сказав это, святой отошел ко Господу.
Братья и сестры, в этом дивном житии затрагивается не одна, а целый ряд тем. Но так как мы сейчас вступаем на постное поприще, то более всего внимания уделим притче о делании душевном и телесном. Итак, по авве Агафону, из внешних подвигов, таких, как: пост, труд и разного рода воздержание – растут листья дерева. А от душевного делания, такого, как: внутренняя молитва, любовь, радость, стяжание мира, долготерпение, целомудрие – произрастают плоды дерева. Любому садоводу понятно, что листья – это второстепенно. Иногда листья даже мешают плодам и их можно спокойно постричь и оборвать. Так и человеку иногда мешают телесные подвиги и ограничения, чтобы проявить любовь к ближним. Вспомним, как часто мы встречаем у преподобных отцов пример того, как они отказывались от своей аскезы ради братии, дабы оказать им любовь и разделить с ними трапезу. Будет ли садовод расстраиваться, если придя к яблоне, увидит, что с дерева опала половина листьев, а плоды на месте? Да скорее он перекрестится и скажет: «Слава Богу, плоды целы!». А если произойдет наоборот? Конечно, будет. Так и мы, если вдруг по сложившимся обстоятельствам не можем соблюдать в полной мере пост, то не должны сильно огорчаться. Главное, не потерять любви к ближним, не впасть в уныние и не начать осуждать кого-либо, не гордиться. А вот если мы, соблюдая Пост во всей строгости, вдруг накричим на кого-нибудь или просто затаим в сердце злобу или зависть и при этом не огорчимся о своем падении, вот тогда это горький и печальный признак. Вспомним, как Господь Иисус Христос проклял дерево смоковницу с одними только листьями без плодов, и оно засохло. Ко всему прочему задумаемся, что является самым желанным для садовых воров? Разве ворует кто-нибудь листья с деревьев? Так и враг рода человеческого стремится украсть плоды Духа Святого: любовь, радость, смирение, послушание.
Но, как говорит авва Агафон, нужны дереву и листья, хотя плоды и важнее. Без листьев, без внешних добрых дел – ничего не выйдет. И как любой садовод легко определяет состояние и здоровье дерева по виду листьев, так и мы можем легко определить состояние своего духовного здоровья, глядя на листья, что произрастают от наших дел. Как говорит владыка Царскосельский Маркелл: «Не нужно быть добренькими, а нужно быть добрыми». Это как раз о здоровье листьев и плодов нашего древа души. Легко казаться, трудно быть. Ведь преподобный Агафон не прикидывался «смиренненьким», когда признавал себя самым грешным человеком, он себя таким ощущал. И внутреннее делание, и всякое доброе дело должны совершаться искренне, в чистоте сердечной и с любовью. Сейчас идут прекрасные службы Первой недели Поста, и ходить на них надо искренне, с желанием. Не мучить себя службой, а духовно наслаждаться. А дома не нужно морить своих близких голодом, если он люди нецерковные, нельзя бросать семью ради службы в храме, лучше уж посмотреть канон по телевизору, чем оставить больного ребенка одного дома или отказать кому-то в реальной помощи. Нужно быть действительно добрыми. Вот такое замечательное и полезное житие приготовила на сегодня нам Святая Церковь. Да поможет нам авва Агафон своим заступничеством разобраться, где в духовной жизни главное, а где второстепенное.
Преподобне отче Агафоне, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!