Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 12 января (30 декабря ст. стиль).
Продолжаются святки, поста нет.
Сегодня память: ап. от 70-ти Тимона, епископа Бострийского; святых конца III –IV веков: мц. Анисии Солунской (Фессалоникийской); мч. Филетера Никомидийского; сщмч. Зотика Сиропитателя; прп. Феодоры Кесарийской (VIII); прп. Феодоры Константинопольской (X); свт. Макария, митрополита Московского (XVI); мц. Марии Даниловой, пострадавшей в 1946-ом году.
Именинников мы поздравляем с днем ангела.
Братья и сестры, давайте поразмышляем сегодня о сложном вопросе самоопределения на тот или иной жизненный путь. Быть ли человеку в браке или же идти в монашество? В этих размышлениях нам поможет преподобная Феодора Кессарийская.
Преподобная Феодора, жившая в VIII веке, была дочерью патриция Феофила и жены его Феодоры. Родители ее долго не имели детей, о чем скорбели. Они много молились и дали обет, если у них будет дитя, посвятить его Богу. Когда родившаяся у них дочь подросла, мать привела ее в обитель святой Анны, где девочка поступила под руководство игумении. Там она научилась Слову Божию. Император Лев Исавр, живший в первой половине VIII века, основоположник иконоборчества, задумал выдать замуж девицу Феодору за одного из своих приближенных. Ее против воли взяли из монастыря и привезли в Константинополь, где все было уже приготовлено для бракосочетания. Но во время брачного пира произошло нападение скифов на столицу, и жених святой Феодоры, посланный отразить врагов, погиб в первой же схватке. Воспользовавшись общим смятением, святая Феодора незаметно скрылась, села на корабль и достигла своей обители. Когда за ней явился царский чиновник, он увидел ее уже принявшей постриг – монахиней, одетой в рубище. Святую не принуждали больше к уходу из монастыря, и она в суровых подвигах бдения, поста и молитвы провела дальнейшие годы жизни. На теле она носила тяжелые железные вериги, не снимая их до смерти.
Братья и сестры, наверное, основное большинство воцерковленных молодых людей, а иногда и не очень молодых из только пришедших в Церковь, встают перед вопросом, какой путь избрать? И вот человек начинает перебирать в голове преимущества того и другого пути. Так как толковой литературы о браке, к сожалению, у нас в церковных лавках мало, а о монашеской жизни аскетической литературы полно, то начинают юные и не очень юные подвижники и подвижницы примерять на себя подвиги святых старцев, начинают мечтать о благодатных состояниях. Чаще всего это завершается некоторой продолжительной поездкой в монастырь, в результате которой розовые мечты о ревностном пустынножительстве разбиваются о суровые будни обычной монастырской жизни.
Очень уважаемый иерарх нашей Церкви митрополит Иларион (Алфеев) является автором очень увлекательной статьи, озаглавленной «Брак и монашество в православной традиции». Думаю, каждому, для кого вопрос выбора жизненного пути стоит открытым, следует познакомиться с текстом этого труда владыки Илариона. В частности, в разделе о монашестве мы читаем такие слова: «Монашеское призвание не может быть минутным порывом: оно должно вызревать в человеке на протяжении долгого времени, становиться все более явным, все более сильным. Если же человек не уверен в своем призвании, колеблется, то принимать монашество нельзя». И в примере святой Феодоры мы видим очень яркий пример такого призвания. Если же человек задается вопросом «имею ли я призвание?», то можно с полной уверенностью сказать: нет, на данный момент этого призвания нет. Потому что тот, кто призван, вопросов уже не задает. Кстати, к вопросу о браке можно отнести все то же самое. Нельзя вступать в брак из внутреннего компромисса – все это может привести к самым тяжелым последствиям. Владыка Иларион пишет и об этом: «Нельзя заключать брак, если у одной из сторон остаются хоть какие-то сомнения относительно правильности выбора. Нельзя идти под венец, если где-то, пусть даже на самом отдаленном горизонте сознания, присутствует «третий». До тех пор, пока остается двойственность, пока остаются сомнения и колебания, с заключением брачного союза спешить нельзя».
Как пишет владыка Иларион, между браком и монашеством существует одна очень важная общая деталь. «Не хорошо быть человеку одному», сказано в первой книге Библии, человек реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй половины, а в монашестве этим «другим» становится Сам Бог. К тому же, и в монашестве и в браке самой главной добродетелью, побеждающей все страсти, является смирение, которое стяжается через послушание. В монастыре – через послушание уставу и игумену, в семье – через послушание своей семье и закону любви. И там и там человек должен отказаться от себя ради ближнего. А человек не в браке и не в монастыре рискует услышать от Господа слова, что мы читаем в Откровении апостола Иоанна Богослова: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок. 3,15–17).
Братья и сестры, суть в том, что каждому из нас, вне зависимости от семейного положения, нужно регулярно задавать себе вопрос: горю ли я? Готов ли я служить своим ближним? Хочу ли я ради Евангелия отказаться от себя и посвятить себя послушанию Христу? И если мы горим огнем любви, значит Господь обязательно будет посылать нам тех людей и те ситуации, в которых мы сможем этот огонь веры применить во благо.
Преподобная мати Феодоро, моли Бога о нас.
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!