Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 12 февраля (30 января ст. стиль).
День постный.
Сегодня Святая Церковь празднует: собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (IV –V). Сщмч. Ипполита, епископа Остинского, и с ним мчч. Кенсорина, Савина, мц. Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III). Прп. Зинона Каппадокийского, ученика свт. Василия Великого 5-го века. Мч. Феофила Нового (VIII). Блгв. Петра, царя Болгарского (X). Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах подвизавшегося в XIV в. Блж. Пелагии Дивеевской (Серебренниковой) (XIX).
Сщмч. XX века Владимира Хрищеновича, пресвитера и мч. Стефана Наливайко.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня Святая Церковь призывает нас прославить сразу трех святителей, чтобы примирить тех, кто некогда особо возвеличивал одного выше двух других. Один из них с титулом Великий, другой прославлен с редким званием Богослова, подобно евангелисту Иоанну, а третий — любимый нами Златоуст. Но о Василии Великом мы рассказывали в январе, о святителе Иоанне Златоусте говорили во вторник, а из-за того, что память святителя Григория Богослова совпала с прославлением Собора новомучеников и исповедников Российских, мы упустили разговор о достославных делах этого дивного святителя. Именно поэтому о нем мы и поведем наш сегодняшний разговор.
Григорий родился около 329 года, близ Назианза Каппадокийского. Его родителями были Григорий (будущий епископ Назианзский) и святая Нонна. В семье кроме Григория был его брат Кеса́рий и сестра Горго́ния. У Григория и Нонны долго не было детей, и еще до рождения сына святая обещала посвятить первенца Богу. Впоследствии святитель Григорий очень ценил воспитание, полученное от матери. При выдающихся способностях святитель Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где сблизился со святителем Василием Великим, дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. Но только завершив свое обучение, в возрасте уже 26 лет святитель Григорий принял крещение.
После возвращения на родину Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней — вот что было идеалом его церковного служения. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыне, но отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал сына из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Священный сан тяготил Григория высотой и тяжестью сопряженного с ним общественного служения, от чего он снова удалился в пустыню. Но успокоившись и раскаявшись в том, что оставил родителя одного, он вернулся к отцу и принял на себя священнические обязанности.
Между тем друг его Василий Великий уже достиг высокого сана архиепископа. Ситуация в епархии святителя Василия была сложная, и он нуждался в поддержке близких ему людей. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении одной из областей, Василий предложил Григорию место епископа. В 372 году под давлением отца состоялась епископская хиротония святителя Григория, и взамен созерцания и «философской» жизни он оказался вовлеченным в локальный церковно-политический конфликт. Это был один из самых тяжелых эпизодов его жизни, о котором он не мог вспоминать без глубокого сожаления и некоторой обиды на своего друга Василия. Не пожелав вступать в борьбу с иерархами, и в принципе не желавший архиерейства Григорий недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой, чтобы помогать отцу в делах в Назианзе. Впоследствии святитель так вспоминал о Сасимской кафедре: «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, где одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия, пытки, цепи, а жители — чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сасимах! Вот какому городу (подлинно это великодушие!) отдал меня тот, кому было мало пятидесяти хорепископов».
В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним – и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению Назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет. Святителя Григория ждал сложный период его Константинопольского служения. От столичных православных прозвучал призыв о помощи и поддержке. К тому моменту город уже в течение сорока лет был в руках ариан, которым принадлежали почти все храмы, включая Святую Софию. С момента приезда в столицу Григорий подвергся преследованию со стороны ариан, начались даже попытки физической расправы. Но в ноябре 380 года в Константинополь прибыл новый православный император Феодосий, который своим приказом передал в руки православных кафедральный храм Двенадцати Апостолов и Святую Софию. Григорий принял управление Константинопольской кафедрой, но для утверждения на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был созван церковный собор, получивший название второго Вселенского. Нельзя сказать, что собор проходил гладко. Сперва утвержденный на кафедре святитель Григорий был свергнут с нее завистниками и богословскими оппонентами. Выразив сожаление о том, что вместо высоких материй споры на Соборе зашли о его персоне, святитель удалился с него.
Григорий вернулся в родной Назианз, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию. Он перестал ездить на церковные соборы, говоря «соборам и собеседованиям кланяюсь издали с тех пор, как испытал много дурного». В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и он был освобожден от управления кафедрой. После чего Богослов смог удалиться на покой в свое фамильное имение и полностью посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий, кроме богословских сочинений, пишет свою подробную автобиографию. Важно отметить, что обширное литературное и богословское наследие святителя Григория состоит из 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». В богословской науке он стяжал славу непререкаемого авторитета и эталона. Скончался святитель Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен.
Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!