1 ноября. Пророк Иоиль

1 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 1 ноября (19 октября ст. стиль).

 

В этот день Святая Церковь творит память: прор. Иоиля, жившего примерно в V веке до Р. Х. Мч. IV века Уара Египетского, с ним семи учителей христианских. Блж. Клеопатры и сына ее, св. Иоанна. Сщмч. Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников.

Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского в 1238 году.

Сщмч. Сергия Покровского, пресвитера, пострадавшего в 1937 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы обращаемся к Ветхому Завету. Совершается память святого пророка Иоиля, и имя его означает «Ягве есть Бог». Пророк был сыном Вафуила, родился и жил в Иудее в V веке до н. э. Существует множество других оценок времени его жизни, которые разнятся между собой от IX до II века до н. э.

Иоиль оставил после себя запись своих проповедей, а собственно Книгу пророка Иоиля. Современные исследователи на основании косвенных данных Книги Иоиля гипотетически определяют социальный статус пророка. По всей видимости Иоиль, чье служение проходило в Иудее, был тесно связан с богослужебной практикой в Иерусалимском храме. По объему Книги Иоиля его относят к так называемым «малым пророкам».

Книга пророка Иоиля состоит тематически из двух основных частей. Первая часть содержит пророчества, связанные с ситуацией Иудеи в современном пророку положении. Он предвещает бедствие, нашествие саранчи, которое принесет голод и нищету. Уже в этих образах проступают черты пророчеств о Дне Господнем, то есть о Страшном Суде.

Вторая же часть содержит развернутые пророчества именно о Страшном Суде. Она начинается с предсказания пророком Иоилем сошествия Святого Духа на апостолов и на всех будущих православных христиан: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего » (Иоил. 2, 29). Эти слова цитирует впоследствии святой апостол Петр в День Пятидесятницы: Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2, 16–18).

Давайте познакомимся с тем местом книги пророка, которое повествует о Страшном Суде. Господь говорит: И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь (Иоил. 2, 30–32).

Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. (Героями пророк называет ангелов) Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. (Господь обращается к ангелам) Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим (Иоил. 3, 11–18).

Дорогие братья и сестры, очень трудно читать пророчества без пояснения. И не только трудно, а часто еще и вредно. Мы обратимся сегодня к комментарию авторитетного русского православного церковного писателя, переводчика, библеиста, богослова, исследователя и толкователя Священного Писания Александра Павловича Лопухина. Он пишет: «Образ жатвы и собрания винограда — образ страшного суда. Образом жатвы дается мысль, что суд настанет в назначенное время, когда созреет жатва, и что на суде последует отделение доброго от злого, подобно тому, как после жатвы хлеба, при молотьбе и веянии, отделяются зерна от мякины. Образ точила есть образ гнева Божия, воспламеняющегося против грешников и потребляющего их, подобно тому, как в точиле давят гроздья винограда. [ ... ]

Изображение пророком Иоилем в 3-й главе суда над миром и спасение избранного народа, без сомнения, не может быть понимаемо в буквальном смысле. Вся речь пророка в этой главе имеет образный характер. Так как пророчество Иоиля о суде еще не осуществилось во всей полноте, то и нельзя еще разграничить в этом пророчестве образы и идеи, которые воплощаются пророком в образе их. И вообще это разграничение образов и идей составляет наиболее трудный пункт в истолковании пророчеств. Несомненно только одно, что возвестивший возвышеннейшее обетование об излиянии Святого Духа на всякую плоть и о просвящении всех людей этим Духом, Иоиль не мог представлять суд Господа над миром как суд исключительно над язычниками, как собрание народов в небольшой долине, как борьбу с язычниками, а как благоденствие Израиля, как изобилие вина, воды и молока; все это только образы и символы, таинственного и страшного суда Господня и имеющего наступить после него вечного блаженства праведников».

Святый пророче Божий Иоиле, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать