Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Дорогой Александр, я всегда стараюсь рассказывать именно о светлом, хорошем, а отход человека к Богу, его смерть – это очень интимный и очень тонкий вопрос. Но этот эпизод жизни священнодиакона Олега Терлецкого был настолько светлым и поучительным для всех нас, что тему сегодняшней передачи «Точка опоры» я хочу назвать «Болезнь как точка опоры».
Несомненно, многие люди считают, что болезни – это наказания за грехи, порой пытаются установить причинно-следственные связи между грехами и болезнями. Но человек, который оказывается в непростом, бедственном состоянии, нередко вспоминает о Боге. Иногда просит Бога о помощи, и такая помощь приходит: человек выздоравливает. А иногда не выздоравливает. Болезнь может как приблизить человека к Богу – стать точкой опоры, так и удалить человека от Бога, если он не получит, как ему кажется, Божественного утешения.
Вот пример священнодиакона Олега Терлецкого. Он отошел ко Господу 29 сентября, 7 ноября будет сорок дней. Его пример для нас является образцом того, как человек на фоне развития своего заболевания и ухудшения состояния приближался к Богу, как укрепилась его вера. Три года назад отцу Олегу было диагностировано онкологическое заболевание. Врачи нередко оказываются сапожниками без сапог: отец Олег сам врач-дерматолог, выпускник Военно-медицинской академии, кандидат медицинских наук, бывший главный дерматолог ВДВ СССР. У врачей нередко возникает поздняя диагностика болезни. Не потому, что не было симптомов, а потому, что не было времени пойти обследоваться. Когда все отдается окружающим людям, то иногда не хватает времени на самого себя.
Одним словом, когда болезнь была диагностирована, это была четвертая стадия, с метастазами, и в том виде, в котором находилась опухоль, оперировать ее было нельзя. То есть можно было подготовиться к операции – провести химиотерапию, облучение (лучевую терапию) для того, чтобы размеры опухоли уменьшились, – и тогда оперировать. Но отец Олег выбрал такую дорогу, что он практически отказался от лечения, сказав: «Я буду молиться, буду регулярно причащаться, и на все Божия воля».
Два года, несмотря на нарастание симптоматики, он регулярно служил, выполнял все свои обязанности священнослужителя и врача, вел себя мужественно, хотя священники нашего храма видели, что порой ему бывало нелегко. У него был рак кишечника, и я как врач, понимая, что симптоматика нарастает, иногда говорил отцу Олегу: «Ты же врач, ты понимаешь, что в конечном счете разовьется непроходимость кишечника и тогда придется делать неотложную операцию для спасения жизни». Но отец Олег решил по-своему. В принципе, каждый человек сам выбирает свою судьбу. Я тоже не считал вправе навязывать ему свою точку зрения, но, к сожалению, случилось так, как случилось.
Когда мы вместе с ним служили в храме на Пасху этого года, то было очень тяжело. Мы вдвоем были после операций: я – после стоматологической, так что с трудом говорил, у него нарастала симптоматика онкологического заболевания. Это, наверное, была самая трудная и самая благодатная служба в нашей жизни. Представляете, встречаются два человека после причастия – настоятель храма и священнодиакон, – и, обращаясь ко мне, отец Олег говорит: «Отец Григорий, когда я шел на службу, я думал, что у меня не хватит сил, но когда я отслужил и причастился, то болезнь будто бы исчезла. Как все-таки хорошо себя чувствуешь, когда служишь!» А я, едва шевеля языком, ему сказал: «Отец Олег, значительно лучше, когда служишь ты сам, чем когда служат над тобой!» И мы вдвоем, сдерживая смех – я смеялся, держась за челюсть, а он смеялся, прижимая живот, – старались относиться к нашим болезням с чувством юмора.
Отец Олег от природы был очень жестким человеком: военная служба, трудные дороги жизни, боевые действия… Ну как офицер-фронтовик. Он принимал участие в боевых действиях в Сербии. И когда его состояние в последний месяц ухудшилось, он был госпитализирован в клинику общей хирургии Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, у него начали отказывать почки. Последний месяц мы причащали и соборовали его каждый день, и всякий раз после причастия и соборования состояние его улучшалось.
Его показывали курсантам и врачам Военно-медицинской академии как умирающего больного. Всякий раз, когда приходили врачи, он рассказывал им о своем состоянии как бы со стороны: что он чувствует; как здорово ему помогает медицина; а когда медицина бессильна, помогают церковные таинства; как после соборования начинают работать почки и какое-то время они работают нормально. Вы знаете, отец Олег в такие минуты напоминал мне академика Ивана Петровича Павлова, который, умирая, рассказывал о своих ощущениях, как настоящий ученый, чтобы зафиксировать, составить научный акт ухода человека в мир невидимый.
Также он мне напоминал апостола Андрея Первозванного, который, будучи привязан ко кресту (а когда человека привязывали к кресту, он умирал в течение суток от остановки диафрагмы, то есть человек дышал на кресте и диафрагма у него останавливалась, он не мог делать вдох и выдох), три дня с креста проповедовал Евангелие. И за это время многие люди крестились и свергли царя, который приговорил его к смерти, и пришли его снимать с креста, и он отказался сойти с креста, сказав, что его земной путь окончен.
И когда мы приходили к отцу Олегу, то была такая благодать, как будто бы мы пришли в храм на службу. Он был светел, он примирился со всеми, он у всех просил прощения. В последний день я причастил и соборовал его за час до ухода в мир невидимый. Он мне позвонил (у меня был встреча с людьми) и говорит: «Отец Григорий, я не дождусь!» Я ответил: «Отец Олег, дождешься». И он дождался меня. Я его причащал и соборовал уже в реанимации, но он был в сознании, он был спокоен, сосредоточен, светел, ему было очень тяжело, но он не жаловался.
Для всех нас он является примером мужества и христианской любви. На фоне ухудшения физического состояния он приблизился к Богу. И он все время спрашивал меня: «Я готов. Почему Господь не принимает меня?» А я говорил ему: «Отец Олег, это не наше с тобой дело. Когда зерно созреет, жнецы соберут свой урожай». А потом он мне сказал: «Я понял, почему Господь продлил мне эти дни: чтобы привести врачей, которые меня лечат, в храм». И действительно, многие медработники, видя мужественное состояние отца Олега, пришли в церковь для совершения церковных таинств Исповеди и Причастия.
Божие благословение да пребудет со всеми вами!
Записала Анна Солодникова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 17 мая 2024 года
Божественная литургия 16 мая 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 3
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!