Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Еще одна седмица Рождественского поста прошла, и началась новая. Для всех, кто, несмотря на будничную суету, повседневные заботы и предпраздничные хлопоты, не забывает помнить о едином на потребу, сегодня в «Четверти часа» мы постарались собрать воедино духовные наставления и советы известного в православном мире старца, игумена Афонского монастыря Ватопед архимандрита Ефрема, который не так давно посетил Екатеринбургскую митрополию, а было это в конце октября.
У отца Ефрема нашлось немного времени для нашего канала, и моя коллега Светлана Ладина имела редкую возможность пообщаться с игуменом Ватопедского монастыря и записать эту беседу для всех «союзников». Отдельные части этого интервью уже выходили в нашем эфире, а сегодня мы его покажем целиком, точнее, опять же небольшими фрагментами, но в логическом и хронологическом порядке, в рамках одной программы.
Итак, для тех, кто, может быть, не знает или запамятовал: осенью 2011 года настоятель Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон архимандрит Ефрем доставил в Россию Пояс Пресвятой Богородицы. В пятнадцати российских городах у святыни побывали более трех миллионов человек. Многочисленны и разнообразны свидетельства о помощи Божьей Матери по молитвам пред Ее святым Поясом: рождение детей бесплодными супругами, избавление от пагубных пристрастий, исцеления от тяжелых недугов.
По возвращении в Грецию в конце декабря 2011 года отец Ефрем по надуманному обвинению был взят под стражу и помещен в тюрьму, где провел почти четыре месяца. Затем батюшка был выпущен на свободу, но еще несколько лет находился под следствием. И вот в марте 2017 года суд признал старца невиновным. Примечательно, что прокурор отказался от обвинений. Вот вкратце то, что сообщал об этом сайт «Агионорос»: «Собравшиеся встретили решение суда аплодисментами и возгласами “Аксиос!” и “Христос воскресе!”, некоторые люди плакали и обнимали друг друга». Митрополит Вресфенийский Феоклит подчеркнул, что оправдание архимандрита Ефрема свидетельствует о том, что так называемый «ватопедский скандал», которым политики восемь лет промывали мозги греческому народу, желая повернуть его против Церкви, оказался бумажным строением на песке. Как к произошедшему относится сам архимандрит Ефрем, узнаем прямо сейчас.
Светлана Ладина:
– Расскажите, пожалуйста, как прошли эти четыре месяца заключения.
Архимандрит Ефрем:
– Слава Богу! Я тоже принял это как Божью волю и терпел все это. Без Бога ничего не бывает. И поэтому я со спокойствием все принял. В одних случаях я сам согрешаю, а в иных Бог нас другими путями воспитывает. Смирился, опустил голову и поэтому был постоянно в мирном и спокойном состоянии. Думал, святые сколько трудностей и гонений пережили в жизни, а мы еще плюс и грешные, и мы тоже должны расплачиваться за многие наши недостатки. Сколько нерадения я проявлял за свою жизнь, сколько раз преступал Божии заповеди, а сейчас еще и монахом стал, сколько ошибок допустил еще и как монах. Но ищу совершенства, а совершенство дорого стоит. Поэтому и Бог попускает все эти искушения, чтобы нас очистить, дать нам Свою благодать, и чтобы увеличивалась внутри нас надежда и терпение.
Мы еще и святогорцы, мы на первой линии, плюс я игумен. Не должны ли мы быть готовы ко всему? Должны.
Светлана Ладина:
– Отец Ефрем, а как к Вам относились в тюрьме? Как воспринимали Вас заключенные, охранники?
Архимандрит Ефрем:
– Мне грех жаловаться, со мной хорошо обращались. Когда ссорились между собой, приходили ко мне, чтобы я разрешил их споры. И когда пришел час меня выпускать, очень многие там плакали, почти все, потому что мы связались так тесно со всеми и многие из них приходили ко мне. Один день был такой тяжелый, около двухсот человек прошли через мою келью. Келья – это по-гречески, и «камера» – одно из значений. И когда приходило множество посетителей, я раздавал им все подарки. Единственное, что я им не давал, – это сигареты. Говорю: «Сигареты вам не буду давать, и дай Бог, чтобы у вас не было что курить, чтобы хотя бы таким образом вам бросить».
То, что они больше всего любили, – это телефонные карты, чтобы звонить своим родным. Там запрещаются мобильные телефоны, поэтому посетителей, которые ко мне приходили, просил приносить мне телефонные карточки. Я их потом раздавал, и они очень радовались. Очень многих из них исповедовал – и заключенных, и охрану, и сотрудников тюрьмы. Я ни с кем не объяснялся ни о чем, но, видно, все знали и чувствовали, что я там несправедливо сижу, и с уважением обращались. И когда там изредка нам позволяли служить литургию в храме, многие приходили. А после того как ушел, из ста только десять человек ходили в храм.
Тимофей Обухов:
– В продолжении интервью с игуменом Афонского монастыря Ватопед архимандритом Ефремом прозвучал еще один вопрос, который логически следует из первого. Когда мы говорим о несправедливости или считаем, что люди по отношению к нам поступают плохо, неуважительно, притесняют нас и даже враждуют с нами, как в такой ситуации следовать заповедям Христовым и вместо привычного «тебя ударили – ударь в ответ хоть словом, хоть делом» начать молиться за обидчика и, может быть, даже взрастить в своей душе любовь к нему?
Светлана Ладина:
– Как научиться любить врагов? Самая трудная заповедь Спасителя – именно любить.
Архимандрит Ефрем:
– Вы правильно сказали, это самая трудная заповедь, но, с другой стороны, самая необходимая, чтобы мы обрели Христа. Христос посылает Свой дождь и на праведников, и на грешников. А мы должны стать Христовыми по благодати и должны любить своих врагов так же, как своих братьев. Надо стараться, не всегда справляемся, но стараемся. Авва Марк говорит, что тот, кто имеет какую-то жалобу, жалуется на кого-нибудь другого, он духовно нездоров. На одного только должны жаловаться в жизни – на самих себя. И поэтому то, что Бог попускает, – все для нашего блага.
Старец Иосиф Ватопедский говорил, что те, кто клевещут на нас, обвиняют, – это наши благодетели. Старец Паисий говорил, что свидетели защиты по исходе души от тела, когда душа направляется к Престолу Божию, – это скорби земной жизни. Но Божественная благодать необъяснимым и непостижимым путем все облегчает. Христос говорит: «Иго Мое благо и бремя Мое легко».
Один святой на Кипре будто бы спрашивает Христа: «Христе, какое бремя может быть легким?» С помощью благодати Божией и бремя (груз) может стать легким.
Тимофей Обухов:
– Заключительный фрагмент интервью также посвящен теме правильного отношения православного человека к сложным и порой провокационным ситуациям, которые у всех нас возникают и, наверное, являются неким маркером, проверкой усвоения знаний, полученных в лоне Церкви Христовой.
Светлана Ладина:
– Отец Ефрем, а если говорить о людях, которые разрушают нравственность в очень широком смысле… Мы знаем из новостей, что и в Греции, которая всегда была оплотом Православия, сейчас принимаются такие законы, что и отцы-афониты переходят к активному протесту. Как нам к этим людям относиться? Ведь мы не можем не противостоять тому, что они делают?
Архимандрит Ефрем:
– Эти люди стали орудиями ошибочного, заблудшего европейского, западного образа мышления. И я был очень рад из уст Президента Путина услышать следующие слова: «Я никогда не соглашусь с западным образом мышления, образом жизни и всегда буду говорить против этого». Мы должны бороться не с этими людьми, а с духом этих людей. Мы должны этому противостоять, в первую очередь, молитвами и, во-вторых, разрешенными путями, наши средства не должны быть варварскими и дикими. И в Греции все эти вещи принимают, потому что у них такие приказы от Запада и от Европы. Извините, греческий народ таких вещей никогда не принимал и не примет. Это не голос народа.
Светлана Ладина:
– Спасибо вам, отец Ефрем, и у нас буквально минутка – слово назидания, Вашего благословения нашим зрителям.
Архимандрит Ефрем:
– Хочу приветствовать моих братьев, православных русских, но и неправославных тоже. И хочу их убедить, что, несмотря на то что мы вдали от вас, на Афоне, но монах, который находится в своей келье один, когда народ спит и Бог слушает, поднимает свои руки и молится о всем мире. Старец Паисий мне говорил: «Знал бы мир, каким большим благодеянием является даже одно воздыхание монаха о мире». А монахи сегодня и воздыхают, и молятся, и плачут, не от меланхолии или депрессии, а от любви Божией, от любви к людям. Потому что их сердце, которое становится христоподобным, болит за весь мир. То, что мир еще не развалился до сих пор под тяжестью грехов, – это молитва монахов, потому что их молитвы имеют силу, их воздыхания – смысл, ведь они болеют и интересуются миром.
Ведущий Тимофей Обухов
Записала Елена Кузоро
19 ноября 2025 г.
«Родное слово» (Новосибирск)Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы
19 ноября 2025 г.
«Митрополия» (Рязань)Митрополия (Рязань). 19 ноября 2025
19 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 19 ноября 2025
18 ноября 2025 г.
«Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили«Православный на всю голову!». Речь и качество жизни
18 ноября 2025 г.
«Читаем Ветхий Завет» (Екатеринбург). Священник Константин КорепановЧитаем Ветхий Завет. «Книга пророка Авдия». Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!