Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Юлия Александровна, предыдущая программа была посвящена обязанностям: как их развивать у детей младшего школьного возраста. Мы говорили о том, что это полезно, для того чтобы человек впоследствии стал самостоятельным, а для чего мы развиваем самостоятельность?
– Вообще, самостоятельность – это очень важное жизненное качество человека, которое ведет его к каким-то более перспективным целям, более смелым поступкам и решениям. Именно самостоятельность человека является ключевым фактором его профессиональной и личностной эффективности. Любому работодателю и специалисту будет крайне приятно работать с человеком, который сам может поставить себе цели, достичь их и показать результаты. Его не надо контролировать, следить за ним и, может быть, сомневаться в нем, не доверять ему. То есть это очень важное личностное качество, которое на сегодняшний день является критерием отбора специалистов, и формируется оно очень рано.
– Если оно развивается рано, что же тогда является главным в воспитании самостоятельности?
– Вообще, конечно, семья, потому что семья – это образец того, кем быть, как себя вести, и на развитие самостоятельности влияние оказывает в первую очередь каждый конкретный родитель. Любой перекос в сторону родительской несамостоятельности может быть усвоен ребенком. Например, если в семье более самостоятелен и ответственен только один родитель, а второй все время у него спрашивает: «А что дальше? А что мне сделать? А что потом? Я хорошо сделал? Обед тебе понравился? Все было вкусно?» Наблюдая за таким поведением, например мамы, ребенок сделает вывод о том, что, видимо, не всем надо быть самостоятельными, возможно, мне можно быть как мама и спрашивать: «Что мне дальше делать? Как мне поступать?» – и это будет нормальным поведением. Или, например, когда ребенок видит, что родитель кого-то наказывает за самостоятельность: «Кто тебе разрешал готовить уроки без моего контроля? Зачем ты это все уже написал на чистовик?» и т.д.
– Да еще и неправильно, сейчас все переписывать будем!
– Да. То есть в данном случае ребенок понимает, что самостоятельность необязательна и даже не нужна.
– То есть если один из родителей уклоняется от своих обязанностей, это тоже является плохим примером для самостоятельности?
– Если родитель это делает явно, то это, конечно, плохой пример, потому что ребенок ищет, где ему выгодней. Ведь труднее чем-то заниматься, чем не заниматься ничем, поэтому если ребенок видит пример возможности уклоняться, он будет следовать ему.
– Что же тогда влияет на развитие самостоятельности?
– Вначале я хочу разделить понятия самостоятельности ребенка и вседозволенности. Это не одно и то же.Самостоятельность – это конструктивное поведение, в результате которого ребенок и его близкие видят положительный результат. Пусть он не совсем качественный, но он будет в любом случае положительный. А у вседозволенности только отрицательные результаты, потому что ребенок нарушает нормы или, может быть, какие-то моральные правила. Например, ребенок взял из кошелька родителей деньги и пошел в магазин. Он, может быть, купит даже что-то нужное, например, в семье не оказалось ничего к чаю, и он купил печенье и себе конфет. Мама говорит: «Ой, какой ты самостоятельный, взял и купил». Но на самом деле это не очень хорошая черта, потом она может перейти в характер человека и стать нехорошим залогом, может быть, даже воровства ребенка.
Другая сторона вседозволенности может заключаться в том, что, например, папа купил маме цветы, и ребенок увидел, как мама была этому рада. Он тут же выбегает из дома, подбегает к ближайшей клумбе, выдирает цветы, которые трепетно сажали и за которыми ухаживали, приносит маме и говорит: «Мама, теперь держи от меня цветы!» Здесь уже не самостоятельность, а вседозволенность. В таком случае имеет смысл обратить внимание и объяснить ребенку, как следует поступить, если он тоже хочет что-то подарить, скажем, можно было бы нарисовать цветы на бумаге или попросить папу купить цветы. Также про деньги, взятые из кошелька, нужно сказать ребенку: «Ты мог бы сказать, что у нас ничего нет к чаю, попросить денег и предложить сходить в магазин».Таким образом мы отделили самостоятельность от вседозволенности, научили родителей, как реагировать на такие поступки ребенка, которые ведут к не совсем благоприятным чертам характера.
Как же сформировать самостоятельность? Самостоятельность формируется в результате того, что ребенок научается ставить какую-то цель, в своем темпе идти к этой цели и получать тот результат, который он подразумевал под этой целью. Самостоятельность очень близка к тем задачам и обязанностям, которые выполняет ребенок. Очень здорово, если она проявляется в отношении того, что для ребенка является нормой. Например, абсолютно нормальным для ребенка является встать с постели, убрать ее за собой и приготовить завтрак (или начать завтракать). Это уже самостоятельность – он приготовился к школе и сделал все сам. За такое проявление нужно обязательно ребенка хвалить и поощрять. Если ребенок самостоятельно вовремя пришел в школу и в школе выполнил какие-то мероприятия тоже самостоятельно, без дополнительного контроля со стороны взрослого, то он уже самостоятельный.
Мама одного ученика спросила: «Скажите, а будет ли самостоятельностью такое проявление: ребенок идет в школу, доходит до нее, но я на протяжении всего пути звоню ему, чтобы спросить, где он, подошел ли к школе, вошел ли в нее, в класс и прочее?» На самом деле, это говорит о том, что вы ребенку не доверяете, и у него будут проблемы с самостоятельностью. Он ведет себя как зависимый ребенок, разговаривая по телефону, он не находится один, значит он не самостоятельный. Самостоятельность – это абсолютная автономия ребенка. Он сам принимает решение, по какой дороге пойти в школу, пойти бегом или шагом, на какой свет перейти дорогу, может проконтролировать свое время (успевает он или нет). Вот тот формат самостоятельного поведения, который мы должны у ребенка воспитывать. А постоянные звонки и напоминания связаны как раз тем, что мы мешаем ребенку стать самостоятельным. Поэтому, уважаемые родители, доверяйте ребенку, старайтесь как можно меньше контролировать его, особенно на каких-то промежуточных этапах.
– Юлия Александровна, предлагаю перейти к рекомендациям для наших родителей по воспитанию у своих детей самостоятельности.
– Рекомендаций будет совсем немного. Первое – ребенок должен четко знать, что он вполне может сделать сам. Родитель говорит: «Ты вполне можешь это сделать сам», и на каком-то этапе он вообще отключается от того, чтобы как-то вмешаться в этот процесс. Он может похвалить по результатам, но в процесс никак не вникает. Второе – нужно посмотреть, насколько самостоятельны вы сами, то есть, как часто вы обращаетесь за помощью. И если вы крайне несамостоятельный человек, то начните с себя, со своей несамостоятельности. Может быть, надо ограничить количество звонков своей маме или подружке по поводу того, как поступить. И особенно не делайте это при ребенке, который видит,что сами мама или папа несамостоятельны.
Следующий момент – видеть все больше и больше каких-то дел, которые ребенок может совершить один, без вашей помощи, и смелее предлагать ему это делать. Например, попросить: «Сходи в ближайший магазин и купи хлеб. Посчитай сдачу и посмотри, хватит ли тебе еще на что-то, если хочешь». Когда ребенок пришел, и вы хотите развить у него самостоятельность, тогда не нужно выспрашивать что там было, потому что вы ему доверяете. Не вдавайтесь в подробности: как прошел его путь до ларька, не испугался ли он кого, как спускался в лифте. Все эти лишние вопросы мешают ребенку почувствовать себя самостоятельным.Когда ребенок сам предлагает что-то сделать, то не сомневайтесь в нем.
– Например, если он говорит, что хочет проводить девочку одноклассницу до дома?
– Здорово! Тогда мы спрашиваем: «Где живет девочка? Хорошо, если ты знаешь, как пройти и вернуться обратно, то иди. В крайнем случае у тебя есть телефон, если что, ты можешь позвонить».
– То есть не нужно идти рядом с ними и говорить: «Ты же заблудишься, ты не знаешь, как доехать! А вдруг что-то случится!»
– Ни в коем случае, потому что как раз такое недоверие лишает ребенка ощущение того, что сделать что-то самому – это здорово, это взрослое ощущение самодостаточности. Мы видим массу людей, которые привыкли все время совершать свои действия в какой-то компании, при какой-то поддержке. Это происходит именно потому, что нет внутреннего самоощущения, уверенного поведения и самостоятельного принятия решения, которое связано именно с этапом младшего школьного возраста. Поэтому, уважаемые родители, доверяйте своим детям, позволяйте им действовать самостоятельно, независимо от вас, но в то же время, чтобы их самостоятельность была конструктивной.
– И в завершение еще один вопрос. Мы говорили о том, что самостоятельность и вседозволенность – разные вещи, что вседозволенность нужно предотвращать, а самостоятельность, наоборот, всячески взращивать, инициировать ее развитие в ребенке. Что делать, если ребенок не проявляет инициативы к самостоятельности или проявления инициативы к самостоятельности у него заложено природой?
– Инициатива, к сожалению, природой не заложена. Если ребенок не проявляет инициативы к самостоятельности, то есть необходимость задать вопрос: «А не является ли мой ребенок очень тревожным, и не сформировалась ли в нем такое глубокое качество, как неуверенность в себе?» В таком случае можно приучать ребенка к каким-то обязанностям и делам вместе с собой, то есть начинать самому, а завершит пусть ребенок.
– Дорогие друзья, напоминаю, что у вас есть возможность позвонить Юлии Александровне и задать свои вопросы по телефону +7(982)628-16-14. У вас есть такая возможность, воспользуйтесь ею, если необходимо.
Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!