Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Непрестанное изучение Священного Писания открывает нам свет истины», — учит Исаак Сирин. Эти слова пришли мне сегодня в голову, когда я, готовясь к Божественной литургии, прочитал Евангелие, которое мы все сегодня слышали (Лк. 8:5-15), и понял, как точно слова преподобного Исаака соответствуют именно этому чтению.
Казалось бы, притчу о сеятеле все мы знаем почти наизусть, просто повторяем вновь и вновь одно и то же. Что же еще можно сказать людям, комментируя это чтение? Все всё хорошо знают: то, что зерно — это слово Божие, что зерно падает и на камень, и на обочину дороги, и в тернии, и, наконец, на благоприятную почву, и от того, куда оно упало, зависит результат. Кажется, и толковать тут особенно нечего. Но вот о чем мне подумалось: мы всегда, соприкасаясь с этим текстом, думаем о зерне, но не думаем о сеятеле, а ведь сеятель — это прежде всего Бог.
Однако Сеятель — не только Господь. Сеятель — это каждый, кто несет слово Божие. И возникает очень важный вопрос: как же должен вести себя сеятель? Должен ли он задаваться вопросом, на какую почву падет слово? Если на камень — то зачем благовествовать? А если на обочину дороги — так зачем время тратить? А если в тернии — то результатов ноль… Можно себе представить, что было бы со словом Божиим, если бы каждый проповедник вначале оценивал слушающих, а уж только потом принимал решение, проповедовать или нет. Скорее всего, слово Божие не распространилось бы по лицу земли.
Поэтому никогда не нужно задавать вопросы о том, кто тебя слушает, поймет ли он тебя или не поймет, примет или не примет, изменит свою жизнь или не изменит. От этого сам процесс сеяния не зависит. Конечно, нужно, чтобы зерно, то есть слова проповедника, было качественным. Это очень важно для того, чтобы зерно, упав даже на не самую благоприятную почву, могло прорасти. Важно, чтобы почва была хорошая, но совершенно очевидно, что сеятель не выбирает почву, потому что слово обращается ко всем. Кто-то уйдет сегодня из храма окрыленный, освященный молитвой, радостный; кто-то даже скажет: «Многое в моей жизни нужно изменить, ведь я соприкоснулся с такой Божественной красотой и радостью»; а кто-то выйдет безразличным или даже недоуменным. Вот это и есть и камень, и придорожье, и тернии, но слово Божие, в том числе провозглашенное в храме, распространяется на всех. И проповедник никогда не должен ставить перед собой вопрос, а нужно ли в данном случае проповедовать, не падет ли Божие слово, мною передаваемое, на камень или на обочину дороги, не затеряется ли в высокой траве.
Служение слову Божиему — это служение самого высокого порядка. Мы знаем, какое большое влияние оказывает человеческая мысль — мысль философов, политиков, ученых. Но все это по степени влияния на ум и сердце человека не может сравниться с Божественным словом. Слово Божие всегда актуально — и две тысячи лет назад, и тысячу лет назад, и сто лет назад, и сегодня. Если Господь продлит человеческую историю, слова о сеятеле будут актуальны до конца времен. Нам же очень важно распространить эту притчу на самих себя и спросить: «Кто я? Камень, на который незачем попадать слову — всё равно ничего не получится? Или я настолько обременен жизненными заботами, — причем чем выше мое положение в обществе, тем больше этих проблем, — что они забивают голову и мешают спать?» Ведь чем выше человек растет, чем более значимым он становится, чем больше финансовых возможностей у него появляется, тем больше становится и терний, потому что хочется многого, а в погоне за реализацией своих желаний времени для самого главного не остается. Времени не остается именно на то, что и определяет подлинное качество человеческой жизни, — на слово Божие.
Сегодняшняя притча настолько многогранна, несет в себе столько смыслов, что всякий раз, когда мы ее читаем, — при условии, что наше сердце к тому расположено и наш разум открыт, — открываются новые и новые грани этого удивительного богооткровенного повествования о человеческой душе, о тайне человеческой жизни и о способности человека воспринимать или не воспринимать слово Божие.
Давайте покинем сегодня храм, памятуя об этой притче, и зададим себе нелицеприятный вопрос: где я? что со мной происходит? Может быть, отвечая на этот вопрос, мы придем к убеждению, что с помощью Божией мы можем поправить качество почвы, которую представляет собой наше сердце и наш разум. Если бы не было этой надежды, то не было бы и притчи, потому что сказанное Господом сказано Его Божественным разумом и проникает в человеческое сознание, человеческую волю, человеческие чувства. И Господь обратил к нам эти слова, понимая, что они могут отразиться в нашей жизни, в нашем разуме, в наших действиях. Пусть так и будет, и пусть Господь укрепляет нас на путях нашей христианской жизни, пусть Он помогает нам удобрить окаменелость наших сердец таким образом, чтобы они были способны к усвоению Божественного слова. И уж если мы слишком погружены в повседневную жизнь, если слишком много времени и сил захватывает то, с чем мы соприкасаемся каждый день, то вспомним слова Господа о семени, которое упало при дороге. А когда совсем плохо, вспомним, что Господь, как сказано в другом месте Священного Писания, из камней сих может соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9). Стало быть, и камень, и тернии, и придорожье могут силой благодати Божией стать той почвой, на которой будет произрастать благодатный плод, и с ним мы предстанем пред лицом Божиим на Втором и Страшном Его Суде.
Пусть Господь укрепляет нас в вере и готовности идти по жизни так, чтобы никакие жизненные обстоятельства, никакая слабость не отторгали нас от самого главного — от Господа и Спасителя нашего, в Котором истина и жизнь. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!