Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом:
«Ваши Высокопреосвященства! Досточтимые участники сегодняшнего заседания Патриаршего совета по культуре!
Хотел бы сердечно вас приветствовать и поблагодарить за то, что вы все собрались. Мы давно не собирались, и, конечно, накопились вопросы, которые необходимо соборным разумом осмыслить. Поэтому я всех призываю к активному участию в дискуссии, с тем чтобы мы действительно могли выйти на какие-то правильные решения по тем направлениям, которые будут обозначены.
Традиционно на заседаниях нашего Совета речь идет о том, что удалось сделать со времени последней встречи. Но сегодня я хотел бы немного изменить сложившийся формат и, поскольку творческие люди особенно чутко воспринимают изменения в культурно-общественном пространстве, обратить внимание на некоторые темы, которые мне представляются важными.
Высказанные вами мысли всегда оставляют определенный, я бы сказал, глубокий след. В меру наших возможностей мы пытаемся реализовать многое из того, что формулируется на заседаниях Патриаршего совета по культуре. Знаю, что многие из вас подготовили сообщения к нынешнему заседанию, и я просил бы высказаться каждого, кто готовился к выступлению. Конечно, прошу также всех остальных принять участие в дискуссии.
Предваряя обсуждение в соответствии с повесткой дня, хотел бы рассказать вам об инициативе, с которой я выступил в ноябре прошлого года в качестве председателя Общества русской словесности. Наше Общество за четыре года своей деятельности приняло участие в разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов по преподаванию русского языка и литературы в средней школе и содействовало введению устной формы экзамена по русскому языку для девятиклассников.
Ни для кого не секрет, что, к сожалению, немалая часть молодых людей оканчивает школу с очень скудными представлениями о русской культуре. Они плохо знают и нашу живопись, и отечественную музыку, и архитектуру, и достижения в других областях искусства, что, безусловно, не способствует воспитанию у них патриотических чувств, любви и уважения к собственной стране.
Сейчас многие путешествуют за границу, и мне приходилось сталкиваться с таким феноменом: некоторые из тех, кто посещает западноевропейские города (где действительно многое следует посмотреть и осмыслить), лучше знают культуру, архитектуру тех стран, куда они ездят, чем свою собственную. Конечно, здесь играет большую роль не только привлекательность зарубежных поездок, но и тот факт, что не всегда в наших городах можно действительно познакомиться с культурой, с историей. Конечно, это не имеет прямого отношения к нашему сегодняшнему заседанию, но следует отметить, что состояние наших памятников, работа специалистов и общественности на местах должна быть более активной, чтобы посещение наших городов, исторических мест давало представление о национальной культуре и прививало любовь к ней.
Именно приобщенность к культурному наследию народа является основой национальной идентичности и даже гражданского самосознания. У нас молодые люди зачастую оторваны от культурной традиции, живя как бы в параллельном ей мире. Они ассоциируют себя с лишенной всякого духовного фундамента потребительской культурой, которая порой не только имеет самое низкое качество, но и несет в себе разрушительную силу.
Безусловно, жизнь идет вперед, все вокруг меняется, включая формы творчества. Но тем не менее, без прочного и надежного базиса подлинное развитие личности невозможно. Крайне важно, чтобы духовно-нравственная и эстетическая составляющие определяли культурную жизнь нашего народа, в том числе наших молодых современников.
На прошедшем в ноябре прошлого года съезде Общества русской словесности я предложил включить в учебный план основной школы культурологическую программу, которая содержала бы основополагающую информацию обо всех сферах российской культуры: изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, театре, кинематографе, балете, народном творчестве и т.д. Моя инициатива получила поддержку руководства Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Министерства культуры. С пониманием и одобрением это предложение было встречено несколькими тысячами педагогов, участвовавших в съезде.
Поскольку школьная программа и так весьма обширна, я не считаю правильным расширять ее за счет нового предмета. Материалы учебной программы, которые бы охватывали ключевые знания и смыслы отечественной культуры, могли бы преподаваться в рамках уже существующих дисциплин.
Хотел бы подчеркнуть, что этот проект должен осуществляться силами профессионального сообщества. Рассчитываю, что члены Патриаршего совета по культуре в дальнейшем смогут принять участие в разработке контента и методологии преподавания такой программы в школе. Для меня эта тема особенно важна, я принимаю ее близко к сердцу и считаю, что без внедрения такого культурологического курса мы не сумеем повлиять на культурное и духовное формирование наших молодых современников. Предложил бы обсудить сегодня вопрос преподавания культурологического курса в школе, а затем перейти к тем вопросам, которые вам были предложены. Благодарю за внимание».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!