Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Меня записали в группу молитвы по соглашению. В ней около 20 человек, неизвестных мне. Молимся по средам Николаю Чудотворцу. Предложили вступить подруге, она засомневалась, а вслед за ней и я сама. Батюшка, как Вы относитесь к таким группам?
– Знаете, еще у Экклезиаста сказано, что любая суета и есть зло. Надо к этому относиться посерьезнее. Подобные усиленные молитвы должны делаться с благословения. Я не раз говорил в программах (это не мое требование, а наблюдение Церкви), что молитвенное правило, выходящее за рамки обычного (утреннего молитвенного, молитв перед началом всякого дела, благодарственных, перед едой и после еды и так далее), и все, что выходит за пределы обыденного порядка вещей, требует значительных усилий, нужно делать это с благословения духовника.
Вот я – настоятель храма. У нас тоже есть группы, читающие Псалтирь, 40 человек. Но эти люди не просто говорят: «Я сейчас буду читать!» Они подходят, благословляются: «Батюшка, благословите или нет?» Поэтому, мне кажется, это самодеятельность. Надо относиться к этому серьезнее. Серьезнее, чем просто: «А дай-ка я там помолюсь. Группа у нас своя – клуб по интересам». Нет, вы знаете, это все-таки серьезная вещь. Поэтому все вопросы подобного рода надо задавать своему духовнику и брать у него благословение. И эти группы тоже создаются не абы как, а все-таки, наверное, по соглашению, по благословению своих духовников.
– Поклонение святым мощам, паломничество по святым местам, молитвы у чтимых икон – это же усиленное послание к Богу и святым? Так действительно ли наши голоса слышнее и доходчивее?
– Да нет! Дух Божий дышит где хочет и слышит прежде нашего прошения, знает, в чем имеем мы нужду, – по слову Евангелия. Но мы – плотские, нам необходимы некие условия, чтобы наша молитва была сердечнее. Для этого мы сосредоточиваемся на домашней молитве. Не так, что ни с того ни с сего прибежали молиться, запыхавшись, – нет. Встань благоговейно, представляй себя перед Всевидящим Богом, осеняй себя крестом, не торопясь, «не борзяся» (как писалось в старину) совершай молитвенное правило. Мы собираемся в церковь не просто так, мы не просто входим в храм как в магазин. Даже вход в церковную ограду, вхождение в церковь мы окружаем дополнительными обрядами. В определенное время и по определенному чину совершается общественное богослужение. Привозят святыни в родной город, либо сам ты имеешь возможность совершить паломничество, либо ты приходишь к уже привычным для тебя чудотворным иконам, в каждом приходе у нас есть даже чудотворные иконы, а не только иконы с частичками мощей любимых святых. Это условия, в которых мы наконец отходим от обыденного и приходим к Богу.
Ведь само слово «святой» (святой храм, святая икона) означает «отделенный». Отделиться от грешного, суетного мира, совершить некое паломничество – это часто сопряжено с определенными трудностями. Это трудно и физически, и затратно: человек идет, едет, пешком или на машине; совершает путешествие с помощью другого транспорта. Это некое усилие. И когда мы это усилие («Господь намерения целует» – есть еще такая поговорка) совершаем, в паломничестве например, тогда и Господь взирает на нас с радостью. И, конечно же, нашу молитву Господь слышит в любом месте, но нам необходимы условия, чтобы наша молитва была сердечнее, яснее – отрешенной от всякой суеты этого мира.
– Есть ли разница между духовником и священником, который исповедует?
– Да, конечно. Духовник – это особый человек: не каждый священник может быть духовником. У нас это не очень регламентировано, а в Греции, например, где не прерывалась традиция непрерывной молитвы, где не было периода репрессий, не было миллионов репрессированных, десятков тысяч расстрелянных священников, уничтоженных храмов, монастырей, монашеской жизни, это все продолжается неразрывно, с момента создания Господом Церкви, 2000 лет, и там все очень строго.
Священник молодой... А что значит молодой? Там раньше 30 лет не рукополагают, и еще 10 лет должно пройти, прежде чем ему будет благословлено (если будет благословлено) принимать исповедь. У нас же, к сожалению, нет такой возможности. Молодого священника рукоположили и отправляют в отдаленное место: «Ты теперь настоятель». Он вынужден стать священником исповедующим и духовником. Принимать-то исповедь он может, но быть духовником – это нечто большее…
Исповедоваться вы можете у любого священника, но искать себе духовника (человека, который сможет дать вам духовный совет), наверное, надо. Таких людей немного, но я могу посоветовать вам в этом смысле то, что сам слышал от духовных людей: по крайней мере, старайтесь исповедоваться у одного и того же священника. Батюшка все-таки худо-бедно обладает и житейским, и духовным опытом, он возрастает в этом опыте с каждой новой исповедью и сможет, наверное, заметить некую тенденцию, движение вашей души: все-таки движетесь вы или нет по спасительному-то пути? Батюшка, исповедуя вас раз от разу, сможет сделать такой вывод и подсказать вам, откорректировать ваше поведение.
С духовниками проблема была всегда, не только сейчас,– старайтесь исповедоваться у одного и того же батюшки, которого вы знаете, который знает вас и постепенно будет узнавать вас все больше и больше. И его советы могут быть даже и не его личными советами – бывает, что на него снизойдет благодать Божия и он скажет то, что ему откроет Господь для вашего спасения, будучи, может быть, совсем простым человеком, даже и не особо духовно развитым или опытным духовником. Но Господь через него, в ответ на ваше желание получить духовную помощь, окажет ее вам.
– Совсем маленьким детям непонятен смысл молитв. Стоит ли тогда их учить, если они даже и не понимают, о чем речь?
– Не надо ничего учить – надо молиться, а не учить! Вроде какая разница, я же наизусть читаю молитвы, да? Не надо их читать, не надо делать их наизусть; надо, чтобы молитва сама шла от сердца. Естественно, можно читать ее по молитвослову, чтобы не путаться, тем более что есть непонятные слова; есть толковые молитвословы, есть детские молитвословы…
Надо разъяснять ребенку смысл молитв. Понимаете? Не слова, а смысл. Учить специально не надо. Простейшие вещи ребенок может запомнить и наизусть: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Символ веры», молитва своему святому. Это можно сделать и наизусть, для остального есть тексты. Но надо ребенку рассказывать смысл молитв. Это можно сделать только в воскресной школе вашего прихода, но вы и сами обязаны это сделать. Так что трудитесь и научите его молиться, а не читать или произносить слова молитв.
Давайте обратимся к Евангельскому чтению. Тут, кстати, тоже есть то, что мы сегодня обсуждали. Это строки 5-й главы Евангелия от Луки: Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Простейшая житейская ситуация. Раннее утро. Всю ночь рыбаки ловили рыбу, но ничего не поймали и уже вымывали сети от мусора, который им нанесло течением. И вот Господь просит их о помощи: отплыть несколько от берега и с воды (голос по воде легко разносится) беседовать с людьми, собравшимися в каком-то таком амфитеатре – естественном подъеме берега. Его видят все, Он может различать лица людей, обращаться к вопрошающим, отвечать им. И вот тут, после того, как беседа закончена, Господь, желая исполнить желание рыбаков (они ловили всю ночь и ничего не поймали), как-то их отблагодарить, говорит: «Закиньте сети». – «Что мы поймаем?» – «Нет, вы закиньте». – «Ну ладно, по слову Твоему, Учитель». Они, пока вымывали сети, слушали, что Он там говорит, прислушивались. Они поняли, что Он – не простой человек, а Учитель. Они пока Его Христом-то и не исповедуют: «Учитель, по слову Твоему, ладно, хорошо, сделаем. За послушание». И столько поймали рыб, что вытащить не могли, лодки стали тонуть. Еще друзей позвали, и обе лодки стали погружаться. В ноги, обняв за колени... «Ты не простой человек», – говорит Симон. «Господи, – говорит он, – я человек грешный, не могу даже находиться рядом с Тобой». Господь говорит: «Пойдем со мной. Пойдем! Будешь Мне помогать, будешь открывать людям тайны Царствия Божия».
Они, бросив все, ушли за Ним. Бросили все – и лодки, и сети, и этот великий улов, все бросили. Хотели-то они рыбки, а нашли Бога; хотели покушать, а обрели пищу бессмертия. И вот: чего хочешь, человек? Позже Господь говорит: «Ищите себе сокровища». Но какие? Главное сокровище – там, в Царствии Небесном: где сердце ваше, там будет и сокровище ваше; ищите Царствие Небесное, остальное вам приложится. Вот так и нам бы тоже, в обыденной своей жизни, даже обращаясь к Богу за помощью, просить главного. У Бога надо просить главного: не только рыбки, но и спасения своей души. Помоги нам Господь!
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!