Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как-то раз я разговорился с одним опытным в духовной жизни священником, простецом-молитвенником, который сказал мне: люди забывают, что молитва – это в первую очередь радость. Люди смотрят на молитву как на какое-то тяжкое, непонятное дело и боятся оставить свои страхи и недоумения – как человек, которому дают велосипед и предлагают покататься, или тот, кто летом находится у реки, но боится плавать. Человек смотрит на велосипед и говорит: «Здравствуйте! Разве можно на нем ехать и не упасть? Он же на двух колесах… Я обязательно упаду, расшибусь и набью себе шишек». И в реке можно запросто утонуть, так что пытаться плавать не стоит. Но посмотрите на смеющихся от радости детей, которые катаются по двору на велосипедах, и вспомните радость, когда первый раз вы плывете и чувствуете себя на седьмом небе от счастья.
Любая молитва, обращенная к Богу, всегда радость. Сколько читать молитв – это кому как, каждому по силам. Главное, чтобы молитвенное правило не превратилось в нудное механическое проговаривание непонятных и бесчувственных слов. Святые учили, что лучше прочитать одну молитву с сердечным вниманием, чем сто рассеянно и без души. Отец Иоанн (Крестьянкин) писал одному унывающему по поводу трудности молитвы человеку: «Не связывай себя никакими определенными молитвенными правилами – это породит только расстройство и уныние. Живи свободно и легко памятью Божией, и в этом будет тебе защита и помощь; говори: „Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, прости! Господи, слава Тебе!” Вот как много тебе молитв сразу на все случаи жизни».
Как-то раз к преподобному Амвросию Оптинскому пришли не по разуму ревностные семинаристы и стали расспрашивать его о молитвенном правиле, допытываясь, молится ли он сутками напролет, как все подвижники, оставляя лишь пару часов на сон, или еще того больше? На что преподобный Амвросий улыбнулся, подмигнул и сказал: «Ох, дорогие мои, пока жил в монастыре, было одно правило, а когда начал жить в скиту – стало другое». «Ну, что за правило, батюшка? – спросили нетерпеливые семинаристы. –Скажите, не утаите». «Сейчас, дорогие мои, – продолжал старец, – осталось у меня одно лишь правило, мытарево: Боже, милостив буди мне, грешному». «И все?» – удивились семинаристы. «И все, дорогие мои», – с улыбкой сказал преподобный Амвросий. Те пожали плечами и ушли от него разочарованные, а некоторые даже раздосадованные. Такие дела.
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!