Посещение священником дома православных христиан

16 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Пашков, клирик Казанского кафедрального собора. Передача из Санкт-Петербурга. 

– Сегодняшняя тема – «Священник у вас дома». Поговорим о том, зачем можно пригласить домой священника и как себя при этом вести.

Батюшка, расскажите, пожалуйста, по каким случаям священник приглашается в дом.

– Так называемых поводов, или причин, бывает у людей весьма много. Как мы знаем это из опыта Церкви, из истории Церкви, самое первое, что сразу же приходит на ум, – это Книга деяний. Там говорится о совершении на дому Таинства святого соборования. Если человек болен, «да призовут пресвитеры церковные и молитвы деют и помажут его елеем» и так далее. То есть буквально с первых шагов Церкви, которую основал Господь Иисус Христос, требы на дому заняли, наверное, обычную часть жизни христиан. Потому что возникают, как я сказал, разного рода причины. Например, здесь [в Книге деяний] говорится о немощи человеческой и невозможности человека самому посещать общину (сегодня – посещать храм Божий). Есть и такая причина для приглашения священника домой, как освящение жилища.

Если мы пройдемся по Требнику, то увидим там несколько очень интересных, для нас сегодня мало используемых поводов. Например, молебен во время бездождия, или молитвословие во время выпаса скота, или молитва, совершаемая на копание кладезя (колодца). Много разных причин. Но если говорить о современной Церкви, современном мире, то священника приглашают по таким причинам: освящение жилища (квартиры или дома) или же к болящему человеку для совершения Таинства соборования и для напутствия его, как правило это бывает, в мир иной Таинством святого покаяния и Причащением Тела и Крови Христа Спасителя.

Конечно, в Требнике не прописаны какие-то особые молебны, но сейчас священников приглашают, например, на общегородские торжества. Мы видим по телевидению, к примеру, освящение вновь построенного моста, видим по телевидению и в СМИ, как священники освящают корабли (есть молитва на освящение корабля). Очень много причин бывает, но все они, как я уже сказал, связаны всегда с какой-то духовной потребностью. Священник приходит – и здесь очень важно всем людям уяснить, что священник  не некий маг, волшебник, кудесник. Будто он что-то такое совершит, прочтет какие-то заговоры… Есть определенный контингент людей, которые воспринимают молитвословия и богослужения, совершаемые вне храма на дому, именно так.

– Простите, перебью Вас, у нас звонок от телезрительницы Светланы: «У моей очень хорошей знакомой яйцо, освященное на Пасху, постоянно взрывается. Вот она переживает, что бы это значило. Или это ничего не значит?»

Простите, а через какое время оно взрывается?

Телезрительница: «Ну вот сегодня взорвалось…»

Соответственно, через полгода, большое спасибо за вопрос.

– Вы знаете, это вопрос из серии «почему у меня зацвела освященная вода» или «я принес домой просфору, а она заплесневела». Я ответил бы на этот вопрос таким образом. То, что благословлено Церковью в употребление в пищу как святыня или как какая-то праздничная трапеза, нужно вкушать своевременно. И пасхальные яйца… Знаете, Господь всем нам дал разум, я бы так сказал, все мы видим, свежий продукт или не очень. Ведь с яйцом во время освящения никаких физических изменений не происходит. Кулич, яйцо или такие особые святыни, как святая вода, святая просфора, святой антидор, вы приносите домой и должны своевременно их употребить, не доводить освященную пищу до каких-то состояний (некоторые держат ее сорок дней до отдания Пасхи, до следующего года). Я не знаю, почему эти яйца взрываются, мне сложно судить, я не знаю, что происходит, но я не вижу здесь ничего демонического или чего-то, что можно было бы объяснить здесь с точки зрения Церкви.

– Скажите, пожалуйста, как людям подготовить свой дом к приходу священника?

– Некоторые люди приходят в храм и приглашают священника. Это происходит в разные периоды. Некоторые приходят и спрашивают: «Батюшка, мы приобрели квартиру (дом, дачу). Когда ее нужно освятить – сейчас или после ремонта?» Безусловно, мы можем до ремонта, до каких-то строительных дел совершить в храме молебен, или люди просто могут взять святой воды, спеть «Спаси, Господи, люди Твоя» или прочитать «Царю Небесный» в этом жилище и с молитвой Божией начать приводить приобретенное или построенное жилище в порядок. То есть священника приглашают тогда, когда оно уже обустроено и употребительно для жизни людей.

Кто-то из этих людей приходит в храм, подходит к священнику и просит его о том, чтобы он пришел и совершил требу освящения жилища. Договариваются на определенное время. Священник приходит. Здесь нет какого-то регламента, что это нужно делать только утром, днем или вечером. Сейчас люди связаны с работой. Одни люди работают в первую смену, другие – во вторую, поэтому иногда приходится освящать утром. Кроме жилища люди иногда освящают свои офисы, предприятия. Конечно, это предприятия такого плана, чтобы там не было ничего недостойного – продуктовые магазины, необходимые для нашей жизни товары… Люди всегда просят, чтобы предприятие или магазин освятили до их открытия. Иногда, наоборот, это событие хотят сделать праздником. Кто-то желает сделать это праздником у себя дома, кто-то – торжеством на предприятии. Собирают весь свой коллектив. Некоторые люди приходят после работы, вечером, после семи-восьми часов (конечно, это нужно делать не ночью). Священник приходит к указанному времени, берет с собой все необходимое.

Что должны приготовить люди? Естественно, у каждого человека, вообще у каждого православного человека обязательно должны быть иконы. Неотъемлемые иконы всегда для всех нас – иконы Спасителя и Божией Матери. Нательный крест мы носим у себя на груди. То есть должно быть устроено святое место, которое раньше называлось святым углом. Необязательно иконы должны находиться в углу, потому что расположение жилища, особенно в современном строительстве, не всегда позволяет это делать. Как написано в Требнике, нужно поставить стол, накрытый желательно белой скатертью.

– Все это для освящения дома?

– Да. Нужны также подсвечники, потому что нужно зажечь четыре свечи. Требник предлагает нам этими свечами на четырех стенах жилища крестообразно начертать крест Господень и прикрепить эти свечи. Не всегда это сегодня возможно из-за материалов, из которых построено здание. Поэтому иногда приходится ограничиваться тем, что ставим четыре подсвечника. Нужна посуда для святой воды. Священник еще возжигает кадило. Он также приносит с собой крест, Евангелие, Требник, святой елей и совершает освящение дома по чину.

Читаются определенные молитвословия, жилище прежде всего окропляется святой водой, помазывается святым елеем как раз по крестам, начертанным на четырех стенах, затем совершается каждение фимиамом с чтением псалма. Читается Святое Евангелие, произносится ектенья о здравии живущих (или, если это предприятие или офис, о труждающихся там). Завершается освящение многолетием.

Но суть освящения жилища – это призвание благодати Святого Духа на жизнь этих людей. Почему? Потому что многие люди иногда часто переезжают или много работают и не чувствуют привязанности к дому. Дом для них, я бы сказал, как в советское время: как семья – ячейка общества, так и квартира. Вечером собрались, поужинали, а утром опять в 6 утра на работу, в школу. Суббота, воскресенье уделялись даче, и не было привязанности к дому. Сейчас, слава Богу, это возвращается. В связи с тем что государство вернуло закон и квартиры стали собственностью, жилище уже не вверено вам временно, а является вашей собственностью, многие люди чувствуют себя дома. Когда к нам приходят гости, им говорят: чувствуйте себя как дома; а англичане, к примеру, говорят: чувствуйте себя дома. То есть это совершенно разный подтекст.

Многие люди чувствуют, как говорится в простонародье: мой дом – моя крепость. Я прихожу, они все по-своему устраивают, как желают. И на эту жизнь (пусть живет там один человек или целая семья), на это место мы должны призвать благодать Божию. Благодать Божия должна содействовать людям в их жизни, в месте, где они проводят свой отдых, где создают семью. Если говорить о требах, самое главное в них – призвание благодати Божией, призвание Самого Творца, чтобы Он благословил.

– У нас еще один звонок, Валентина: «Почему недопустима коленопреклонная молитва после Причастия?»

– Вы знаете, я бы, наверное, сказал… Это нигде не прописано. Есть, скажем, какие-то уставные определения. Мы живем по Уставу Церкви. А в каждом приходе есть свои благочестивые традиции. Вот то, о чем сказала раба Божия Валентина, – это одна из распространенных благочестивых традиций.

Но я бы, наверное, сказал сейчас вот о чем. Есть период, когда Церковь не благословляет класть земные поклоны. Это время со среды Страстной седмицы (с того времени, когда заканчивается Божественная литургия Преждеосвященных Даров, выходит священник или епископ со священником на солею и совершается три земных поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина) до праздника Святой Троицы, дня Святой Пятидесятницы, когда после Божественной литургии на великой вечерне читаются так называемые коленопреклонные молитвы. Но в церковном Уставе четко прописано: со среды Страстной седмицы прекращаются земные поклоны, кроме земных поклонов у Святой плащаницы. Плащаницу мы выносим в пятницу. В субботу мы совершаем Божественную литургию, и некоторые люди, в силу своего благочестия, как правило, всегда, когда подходят к плащанице Господа Иисуса Христа, делают земные поклоны.

Второй момент – когда выносят крест. Мы можем видеть, как это делают священнослужители. Хотя крест выносится всегда на вечерне (если говорить строго, во время полиелея на утрене, после великого славословия) – например, на Воздвижение или на Крестопоклонной неделе крест всегда после великого славословия износится на середину храма и совершаются земные поклоны с пением «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим». Священники, совершая, например, Божественную литургию, на следующий день и священники, и епископы, причастившись Святых Христовых Таин, после Божественной литургии исходят на середину храма, воспевают тропарь Кресту Господню и кладут земные поклоны. Понимаете, всегда есть какие-то исключения из правил.

Вообще что такое сам по себе земной поклон? Это покаяние человека. Мы должны это усвоить и всегда понимать. Это не то чтобы какое-то глубокое смирение или так мы воздаем какую-то честь. Что заключено в этом поклоне? Когда человек причастился Святых Христовых Таин, то Господь уже находится в его сердце. То есть он, если желал, уже совершил свой земной поклон во время Таинства святого покаяния, уже находится в радости, ликовании, и по сути, наверное, здесь неуместно класть земные поклоны. Собственно, поэтому. Многие христиане придерживаются этой практики, то есть не кладут земных поклонов. Опять же, подчеркиваю, есть исключения из правил, когда мы делаем земные поклоны в знак особого благоговения перед святыней, которую нам дает для поклонения Церковь. В частности, Святая Плащаница, Крест Господень. Поэтому здесь нужно учитывать и знать, что такое поклон, для чего он делается и когда.

Иногда мне задают такой вопрос. Люди поехали, например, в какой-то монастырь. Там есть святыня. Люди поисповедовались, причастились. После Божественной литургии, как правило, открывают мощи для поклонения. Делать там земной поклон или не делать? Если вы сделаете земной поклон, например, перед мощами преподобного Сергия Радонежского, или Серафима Саровского, или святителя Тихона, патриарха Московского, в Донском монастыре, никакого греха  не будет. Нужно четко знать – где, когда. Но если уж у вас есть какой-то духовный  порыв сделать земной поклон, выразить свое особое сугубое благоговение (уже не покаяние) перед иконой или святыней, пожалуйста, совершенно никакого греха в этом не будет.

– В каких случаях необходимо освящать жилище? Допустим, после смерти кого-то из родственников?

– Наверное, начнем с того, что есть молитва на создание жилища (попросту говоря, на постройку дома). Мы находимся в современном мире, и когда писали Требник, такого понятия, как многоэтажные, многоквартирные дома, конечно, не было. Были дворцы. Конечно, если это был православный правитель или православный богатый человек, как правило, освящение было торжественно. Приглашалось какое-то количество духовенства с хором, освящали закладку дома. Читается молитва на основание дома. Когда все было готово, опять же приходил священник (до революции ходили священник, дьякон, псаломщик, а в особо торжественных случаях даже хор – если это какие-то особо почитаемые, значимые люди или освящался какой-то дворец).

Сейчас мы, конечно, должны учитывать условия современного мира. Если это частный дом, после постройки нужно обязательно, как я уже сказал, призвать благодать Святого Духа на это жилище… Все написано в молитвах: мы призываем благодать Божию с пожеланием людям мира, добра, процветания, приумножения семьи, имущества – то есть всего самого доброго. Все это завершается пением «Многая лета», этот гимн знают все православные (а теперь уже и неправославные).

Иногда у людей случаются трагедии – то, что может, наверное, осквернить это жилище. Вот смерть близкого человека. Нужно ли после этого освящать? Давайте все-таки подумаем. Если это был человек верующий, православный, жил православной жизнью, что такого, собственно, произошло? Какое осквернение, что ужасного произошло в этом доме? Я ничего не вижу. Если же произошла какая-то трагедия – не дай Бог, убийство, ограбление, вошли люди и совершили какое-то зло, насилие, – безусловно, здесь было какое-то присутствие демонических сил. Конечно, нужно, наверное, пригласить священника, чтобы он совершил чин освящения. Хотя когда люди приглашают священника в таких случаях, наверное, они хотят призвать благодать Святого Духа, хотят какой-то божественной помощи в лице священника, что он придет, что-то сделает, ждут какого-то утешения.

А если говорить о практике, которая была в дореволюционный период, до 1917 года, Церковь определяет такое время, когда мы празднуем Крещение Господне – 19 января по новому стилю. В сочельник и в сам день Крещения Господа нашего Иисуса Христа в храмах совершается великое освящение воды. Люди берут эту святую воду, испивают ее, омывают лицо и приносят домой. Сейчас кто-то сам. А если это были небольшие селения или села, то обязательным образом приглашали священника. В какой-то день он приходил в этот двор, дом и освящал, окроплял святой водой с пением тропаря празднику. То есть было призывание благодати Святого Духа. Это не заменяет молитвословие освящения дома! Но окропляется жилище, люди.

– Простите, вынужден Вас прервать, на линии звонок от телезрительницы Фотинии: «Можно ли приглашать домой священника не только с целью освящения квартиры, а просто для беседы? На чаепитие для беседы с детьми, например. Или это только в условиях храма?»

– Добрый вечер, Фотиния! Я бы так ответил на этот вопрос. Здесь нужно обозначить цель – для чего пригласить священника домой, если он не связан исполнением обязанностей той или иной требы. Может быть, я сужу по Санкт-Петербургу, по Москве, но я бы сказал, что, в принципе, сейчас священников достаточно. Храмов, конечно, недостаточно, об этом говорит и это видит наше священноначалие. Потому что всегда, когда мы говорим о посещении храма, мы в нашем сознании учитываем тех людей, которые могут сами свободно передвигаться или на автомобиле, или на общественном транспорте. Мы забываем о тех людях, для которых посещение храма, особенно если необходимо ехать на общественном транспорте, – целое дело, как говорил один мой знакомый. То есть пожилому человеку, особенно с какими-то немощами, болезнями…

Конечно, здесь нужно, наверное, вернуться к тем добрым пожеланиям и задачам, которые ставит перед нами Святейший Патриарх Кирилл. Стало уже понятным слово о шаговой доступности. Но сегодня у людей, если говорить о живых, в свободном передвижении, всегда есть возможность посетить храм Божий. В центре города храмы постоянно открыты, и там ежедневно дежурит священник. Я всегда говорю людям: когда вы приходите к священнику, вы не должны его бояться, не должны бояться задавать ему абсолютно любые вопросы, кроме полностью выходящих за рамки. Если может возникнуть какая-то грубость, неловкость, конечно, такого нужно избегать. Хотя жизнь человека очень многообразна, и слава Богу, что сегодня приходят люди и преодолевают в себе этот барьер, идут к священнику. Кого-то смущает молодость священника, кого-то еще что-то. Ничего это не должно смущать. Вы приходите в храм – и пожалуйста, можете побеседовать, пообщаться.

В частном, в данном случае (я бы это расценил как частный случай, потому что люди обращаются иногда к священнику, приглашают, но эта просьба довольно редкая), если Вы, например, знаете священника, он хорошо знает Вас или Вашу семью, почему бы и не пригласить, не побеседовать. Но все-таки Вы еще должны понимать, когда приглашаете священника домой для беседы, что многие священники достаточно сильно заняты, расписание достаточно интенсивное. Может быть, нужно подумать о том, чтобы других не ущемлять в этом общении. Соберитесь, например, не одна ваша семья дома – пригласите родных, близких, друзей. Конечно, это будет как малая община, священник придет, побеседует с вами. Возможно какое-то чаепитие, почему нет. Думаю, это уместно.

– Еще один звонок, спрашивает Алла: «Мне как-то сказали, что дом нужно освящать ежегодно. Насколько это справедливо?»

– Да, сейчас мы как раз говорили на эту тему: освящать дом ежегодно Устав Церкви нигде не предписывает. Существуют две молитвы – на основание дома и на освящение. Если произошли какие-то тягостные или оскверняющие события в Вашем жилище – пожалуйста, пригласите священника, и он освятит Ваш дом. И Ваша душа будет спокойна, и Вы вместе с ним призовете благословение Божие, и Господь вновь посетит Ваш дом, будет вам сопутствовать, покрывать Вас Своей благодатью.

– Хотелось бы поговорить с Вами о случаях, связанных с немощью и болезнью. Если нужно причастить или пособоровать болящего, каким образом подготовить дом, болящего, может быть, нужны какие-то атрибуты?

– Касательно этих треб я прежде всего хотел бы обратить сугубое, очень пристальное внимание людей, которые являются верующими или, может быть, не совсем являются верующими, на то, что  их родственники или близкие им люди нуждаются в исповеди и Причастии. Подчеркиваю: лежачим больным, больным смертельной болезнью, которые не могут передвигаться, нужно обязательно своевременное приглашение православного священника. К сожалению, и по сей день бытует мнение, что если священника пригласить причастить (люди не учитывают исповедь) – все это обязательно к смерти. Как будто бы священник придет, причастит, и завтра человек умрет. Люди, которые не вполне это понимают, – сами болящие (зачастую они это воспринимают так), а также их родственники.

Я всегда спрашиваю людей (и любой священник должен это делать), в каком состоянии находится человек. Человек обязательно должен быть в ясном, здравом уме, чтобы он смог участвовать в Таинстве святой исповеди и чтобы осмысленно причастился Святых Христовых Таин. С человеком, который находится без сознания, это совершать невозможно, потому что мы причащаемся частицы Тела и Крови Христа Спасителя, а у человека отсутствует глотательный рефлекс, и это сделать просто невозможно. В моей священнической практике было такое, хотя и редко.

Когда я начинал служить, меня как-то пригласили люди. Тогда, в начале девяностых, храмов было мало. Я отправился с метро Владимирского собора в район Гражданского проспекта на общественном транспорте после богослужения, везу с собой частичку. Перед этим спросил пригласивших, находится ли человек в сознании (ответили, что да). Я приезжаю и первым делом всегда смотрю, возможно ли, если просто выразиться, технически это совершить. И вижу, что человек лежит без сознания, уже у него предсмертное дыхание, он скоро отойдет.

Правда, по юности своих лет я даже немного возмутился. Смотрю, нарастает напряжение, люди начинают чуть ли не обвинять меня: как это так, Вы батюшка, пришли и сделать ничего не можете. Я им говорю: «Где же вы были? Я же вас спросил, что с человеком? Как это нужно сделать на дому…» Прямо на глазах возникает конфликтная ситуация. Причем эти люди, видимо, знали, что происходит, и собрались попрощаться с ним, потому что людей была полная комната, родственники (не знаю, близкие, дальние). Я стою среди них один и думаю: «Господи, что же мне теперь делать?» Тут я как-то спохватился и вспомнил (даже ввиду этого внутреннего напряжения), что есть канон на исход души и отходная молитва. Тогда я сказал людям, что причастить, к сожалению, уже невозможно, объяснил почему (человек должен проглотить святыню, а здесь глотательный рефлекс отсутствует, они это видят). Родственники стали как-то смягчаться. Я облачился, взял подрясник, крест, епитрахиль, поручи, стал читать канон на исход души. Вижу, что Господь уже призывает больного – к сожалению, без Таинства покаяния, без Таинства Причащения. Но то ли молитва так подействовала, смотрю – народ как-то стал утихать, смягчаться, я помолился, и мы миром разошлись.

Так что подчеркиваю: родственники (верующие или не очень), если вас кто-то просит пригласить священника в силу своих немощей причастить на дому, обязательно нужно учитывать, чтобы человек мог сам сознательно участвовать в этих таинствах – Таинстве покаяния и Таинстве Святого Причащения. Обязательно, это самое необходимое. Все, кто смотрит сейчас нашу передачу, обязательно должны это уяснить. Не доводить до последнего!

Недавно был случай…

– Простите, у нас звонок от телезрительницы Ирины: «Мы пригласили батюшку домой, как отблагодарить его? Он потратил силы, время, сделал доброе дело».

– Вы знаете, конечно, вопрос добрый, хороший, практический. Чувствуется, что он от души задан нашей телезрительницей. Мне не очень нравятся слова «такса», «оплата»…

– …прейскурант.

– Да, как-то это не очень уместно. «Сколько вам, батюшка, дать денег?» Или что-то такое. Я бы ответил так: главное, чтобы это было от души. Чтобы Ваше сердце, Ваша душа, Ваша отверстая рука была с добром, когда подавала то, чем Вы можете отблагодарить священника за совершение той или иной требы. Но еще раз обращаюсь к своей практике. В моей жизни были абсолютно разные случаи. Бывает, давали больше, кто-то копеечку, кто-то сувенир, еще что-то. В основном копеечку дают – больше, меньше.

Вспоминаю свою священническую юность. Меня рукоположили в 23 года, я начинал свою жизнь, семья… Все должны понимать, что у священника, как я иногда людям говорю, нет персонального облака, на котором он прилетает и улетает, и мы его видим в храме – нет, он так же нуждается в пище, в одежде, нужно заправить автомобиль, оплатить коммунальные услуги, поэтому вопрос оплаты должен быть какой-то… Не нужно какой-то таксы или еще что-то. Главное, чтобы это было от души. Вы захотели поблагодарить батюшку – пожалуйста. Как говорит нам Церковь, у Бога нет лицеприятия. То есть мы не должны смотреть на лицо, на одежду человека. Человек приходит, у него есть нужда, и священник должен прийти и по желанию этого человека совершить требу – исповедовать, причастить болящего, освятить квартиру, более радостное событие – кто-то приобрел машину, приехал к храму освятить. Но в жизни священника такое есть, подчеркиваю, что мы, священники, живем на пожертвования верующих людей. Также должен сказать верующим людям, что обязанность общины – содержать своего священника.

– Вы хотели рассказать какой-то случай, связанный с болящим человеком на дому.

– Да, совершенно недавно я служил в соборе, когда мне позвонил близкий друг и сказал, что у него умирает пожилая бабушка, такая трагедия. Я ответил ему, что сейчас служу, закончу службу, а после смогу поехать (в совершенно другой конец города), причащу ее. Мы общаемся близко, и он сказал мне: «Знаешь, она практически при смерти». Я приезжаю, он просит подождать его около дома, я жду. Он уже в трагическом состоянии. Я взял все необходимое. Поднимаюсь в квартиру, там его мама. Люди готовятся к покойнику. Я прямо оценил эту ситуацию. Я вижу, действительно, пожилая бабушка, очень тяжело дышит. Я спросил, слышит ли она меня, она ответила: «Слышу, батюшка, как хорошо, что Вы пришли, я совсем занемогла, наверное, помру…» Плачет, я пытаюсь ее как-то успокоить.

Приготовили столик, я достал дароносицу, зажег свечу, достал все необходимое, переносную Чашу, читаю молитвы. Поисповедовал ее, причастил. Ухожу с такими мыслями и сам вижу – они разводят руками: буквально день-два назад они ее привезли с дачи, она там ходила, общалась с внуком, была радостная, что же с ней такое, как так? Я видел ее в первый раз, честно говоря. Слава Богу, что мне удалось ее причастить. А пригласивший меня сначала позвонил нашему общему другу (тот более воцерковленный парень), который сказал: «Звони отцу Александру, обязательно ее причастите, мало ли что». Я рад тому, что все это совершилось, с чистой совестью говорю им: «Что бы ни произошло теперь, она пойдет к Господу в мир иной с чистой совестью, самое главное, что нужно было, мы совершили».

Приезжаю вечером домой, уже было около 11 вечера, товарищ звонит мне и говорит: бабушке стало лучше! И знаете, мне даже стало как-то неудобно. Конечно, я рад, что ей стало лучше. Просто для всех телезрителей хочу сказать, что когда приглашают к болящему, это не значит, что он умрет. Может быть совершенно по-иному. Слава Богу, уже прошел месяц, и бабушка эта жива, даже стала вставать с постели, ходит, общается с внуками, со своими родственниками. Вот так происходит по воле Божией. Я говорю товарищу, он сам врач: смотри, что происходит, чудо Божие произошло. Хотя даже скорую они вызывали, я спрашивал, дотерпит ли она до утра, он отвечал, что может умереть… Вот такие вещи происходят.

– Спаси Господи, батюшка, очень трогательный рассказ.

Осталась пара минут, благословите наших телезрителей. И, может быть, еще пару слов в назидание.

– Дорогие братья и сестры, верующие люди, воцерковленные и не очень воцерковленные, может быть, и неверующие, которые случайно включили телеканал! Мне хотелось бы вам сказать прежде всего, что если я что-то вам сказал сегодня доброе и полезное, прояснил какую-то ситуацию, я прежде всего буду рад этому и счастлив. Во-вторых, когда вы нуждаетесь в священнике, сократите этот барьер, прежде всего психологический, в себе. Особенно сложно бывает сократить этот барьер для людей взрослых, пожилых, особенно для людей, которые, например, были преподавателями. Они как-то стесняются.

 Иногда, прямо скажу, и гордыня не пускает («как так, мы же какой-то статус имели в обществе…»). Не нужно бояться священника. Не нужно смотреть на его возраст. Если вы нуждаетесь в Боге, то священник как Его служитель (я учитываю все-таки только самые положительные истории, события, обстоятельства) всегда постарается участвовать в вашей жизни. Вот что самое важное хотелось бы мне вам пожелать. И конечно же, пусть милость Божия, благодать Божия посредством треб или молитвословий, к чему мы, собственно, и обращаемся, нам всегда сопутствует. И пусть Господь всегда присутствует в нашей жизни, ведет нас к радости и ко спасению.

Ведущий Михаил Кудрявцев
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать