Плод веры. Режиссер фильма "Территория" Александр Мельник. Часть 1

11 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Режиссер фильма "Территория" Александр Мельник рассказывает о том, почему именно сейчас было важно экранизировать одноименную культовую книгу Олега Куваева. Где и в каких условиях проходили съемки, как изменились известные актеры после участия в этом проекте. В программе представлены фрагменты из фильма и фото со съемочных площадок.

 

– Возможно, еще не все наши зрители успели посмотреть фильм. Ради чего стоит его посмотреть?

– Все очень индивидуально. Кто-то смотрит ради картинки, кому-то интересна проза, которая легла в основу фильма, его драматургия. Кому-то важно, что в фильме есть нечто выходящее за пределы визуального отношения к материалу, то, что вызывает настроение, размышления – самая загадочная и удивительная часть кинематографического искусства. Я очень радуюсь этому. Многие люди отмечают, что эта работа достает их до сердца, до души, при этом они не всегда осознают каким образом. Некоторые видят кинематографические огрехи, но и до их сердца фильм добрался. Слава Богу! Тому, кто хотел бы посмотреть, нужно просто это сделать.

– Когда Вы начинали работу, какую цель ставили? Почему именно эта тема, это произведение?

– Цель простая – честно сделать свою работу. Об этом роман, в этом секрет многих исканий двадцати, тридцати, ста лет или даже тысячелетий нашей истории. Мы все время ищем ответ на простой вопрос: почему у нас что-то получается не так, как хотелось бы, не так, как у всего мира и т.д. Бывают периоды и эпохи, когда мы вдруг очень продвигаемся вперед, находим решения всем задачам. Потом какое-то время «спим», как Илья Муромец, по 30 лет на печке, потом слезаем и опять делаем что-то новое. Думаю, картина как раз об этом – о честном отношении к труду, о том, что добросовестное отношение к своей работе и к своей жизни всегда вознаграждается.

– В одном из анонсов сказано, что это фильм и роман о быте золотоискателей – и все. Так ли это?

– Кто-то увидел так – пусть будет так. Кто-то увидел гораздо шире, серьезнее, сильнее. Я думаю, это кино не о золотоискателях, а в первую очередь о людях, которые работают в очень сложных условиях, имеют свою веру, свое отношение к жизни как к чему-то чрезвычайно важному, не временному, не преходящему, когда каждый день жизни «пишется» с серьезными намерениями.

– Давайте немного расскажем о художественном произведении, которое легло в основу фильма.

– Роман Олега Куваева «Территория» известен многим людям старшего поколения, прочитавшим его в 70 - 80-х годах. Роман часто открывал мне двери: я приходил к человеку, рассказывал, что снимаю фильм по «Территории», и реакция была примерно такова: «По той самой «Территории», по Куваеву? Да вы что! У меня папа, мама, я сам прочитал в «Роман-газете»…» Это выдающееся произведение советской литературы, не побоюсь этого слова, потому что оно смогло увлечь за собой огромное количество людей. Светлое, романтическое, философское настроение романа до сих пор живет в его читателях.
– Главная цель, которая стоит перед героями этого романа – найти золото Территории…

–Это, скорее, фабульная цель, история. Главная цель, которая стоит перед героями этой книги, выражена в словах: «Нашел свой коллектив – держись за него, нашел свою работу – люби ее, нашел близких людей, которые тебя воспринимают как человека, – будь рядом с ними человеком». Чинков, который страстно ищет золото и отправляет людей на самые сложные задания, в минуты, секунды, мгновения своего личного откровения очень переживает за каждого из подчиненных ему людей, как за своего сына, который умер в блокадном Ленинграде. Для меня принципиально важно то обстоятельство, что это роман о людях, о человеческих взаимоотношениях, о любви и дружбе, о верности и предательстве.

– Вы рассказываете не о врачах, не об ученых, а о людях, которые занимаются такой сложной работой…

– Там есть ученые-геологи. Вообще профессия очень сложная, пограничная между «рабочей лошадью» и мудрым человеческим пониманием природного устройства. Например, один из героев просит рассказать ему об устройстве земли там, в конкретной точке земного шара. А с другой стороны, для того чтобы об этом рассказать, нужно пройти 500-600 километров одиночного маршрута, пронести на себе огромный рюкзак, переправиться через горные реки. Здесь возникает элемент приключений, который в нашей картине хорошо, на мой взгляд, снят, передано соответствующее настроение, что очень важно.

– Во многих интервью вы подчеркиваете, что это фильм не о прошлом, а о будущем. Почему? И о каком будущем?

– Этим заканчивается роман у Куваева, и об этом мы говорим в титрах: «День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, завтрашний день закладывается сегодня». Человек сейчас, в эту минуту, смотрит кино, приобщается к его настроению, к своему пониманию ответственности за родину, за друзей и товарищей, за то, что он должен быть человеком, способным отдать больше, чем взять – это посыл к будущему. Даже если человеку 90 лет, он думает о том, что ему скоро переходить в мир иной, после такой картины, мне кажется, он будет думать о завтрашнем дне, а не о прошлом. Это было самым главным для меня.

– Молодой человек выходит после просмотра Вашего фильма. Что он должен сделать, чтобы Вы смогли сказать, что не зря сделали эту работу?

– Это его личный выбор. Может быть, он должен просто честно сделать свою работу завтрашнего дня, учиться, находить в жизни правильные решения, вести себя достойно в каких-то обстоятельствах, понимать, что за его плечами великая история, великая родина. А может быть, ему захотелось бы повторить путь этих первопроходцев, пройти те же маршруты. Там все еще свободно, все точно так же. Сегодня страна очень нуждается в людях, готовых осваивать ее северные, северо-восточные пространства. Опять строятся полярные станции, восстанавливаются поселки, потому что Россия без Арктики не существует.

– Фильм больше о героях или о работягах, которые изо дня в день делают свою работу?
– Эти ребята совершают геройства не меньше, чем те, кто прошел войну, осваивал космос, строил ГЭС или летел поднимать новые города. Они делали примерно то же самое, что и люди, которых мы причисляем к героям автоматически, которые совершили что-то впервые, как Гагарин. Это герои, но их героизм очень простой, скупой, обычный, а иногда даже незаметный. Чтобы понять, есть ли в природе что-то важное для государства, человек по кличке Кефир должен с ломом пройти через эту землю, проковырять ее насквозь и сказать: «Да, есть» или «Да, нет». Героизм ли это? Пусть каждый попробует, и тогда станет понятно.

– Один из девизов, реально существовавших в те годы в «Северстрое», о котором идет речь в фильме, звучал так: «Сделай или умри». На ваш взгляд, этот девиз сейчас актуален?

– Девиз рожден задолго до «Северстроя» и прошел через многие литературные произведения. «Сделай или умри» – это высшая планка, но мы прекрасно понимаем, что это «умри» может носить характер не физической смерти, а нравственной, духовной. Когда человек делает вполовину, когда он соседу или брату подбрасывает дополнительный кирпич в рюкзак, то это и есть моральное разложение или смерть. «Сделай или умри» означает только одно – сделай все, что в твоих силах, и так, чтобы тебе не было стыдно, как у нас говорили, за бесцельно прожитые годы. Мне очень хотелось, чтобы мы об этом вспомнили, поскольку без такого настроения в нашей огромной стране невозможно какое-либо освоение. Геолог-первопроходец, строитель, военный или монах-миссионер – все сталкиваются с одним и тем же. Мы снимали в бухте Провидения, близко к ней находится американская территория, и оттуда постоянно летают американские проповедники. Все выстраивается по простой схеме: прилетает самолет, дарятся подарки. В результате Чукотка невероятно стремительно осваивается американским протестантским движением. Я думаю, что наши монахи, которые сейчас уезжают туда строить новую православную жизнь, сталкиваются с большим количеством проблем, преодолеть которые можно только за гранью обычных человеческих возможностей. Сделай или умри.

– Возвращаясь к произведению: почему Вы посчитали для себя возможным взяться за эту тему?

– Люблю этот роман и говорю об этом постоянно. В 1978 году прочитал его студентом в экспедиции на Оби, мы тогда делали гидрологическую работу. Когда стал заниматься кино, составил для себя список задач. Нравится, когда их много на горизонте и можно осуществлять поиск по разным направлениям. «Территория» была одним из главных направлений. Когда появились люди, готовые вместе со мной участвовать в этом проекте, я только обрадовался.

– Как профессиональное геологическое сообщество восприняло этот фильм?

– Не могу ответить за всех геологов. У меня были тесные взаимоотношения с руководителями Российского геологического общества, Роснедра (Федерального агентства по недропользованию), Министерства природных ресурсов. Я собрал их на «Мосфильме», когда фильм только завершался, показал кино, и оно вызвало серьезную реакцию. Помогали, думали, верили, но не ожидали, что фильм получится. Предложили сделать большую премьеру в Кремле, и это случилось при поддержке Российского Геологического общества, которое возглавляет бывший министр В.П. Орлов, и Роснедра.

– Из отзыва: авторы фильма говорят о романтиках, которые были в советское время. Но возможны ли такие романтики, добывающие золото, преодолевающие разные невзгоды и понимающие, что это золото пойдет на обогащение нынешних владельцев предприятий, даже не на богатство страны. Прагматизм не останавливает людей, которые могли бы уйти в такие же экспедиции?

– Во-первых, человек делает открытия в первую очередь в самом себе и для себя. Первый шаг к открытию – ответ на вопрос: «Способен ли я сделать?» Поэтому здесь он не оглядывается ни на кого, в том числе на людей, которые могут от его открытия чем-то обогатиться. Вышел, встал на перевале, смотришь вперед, назад, ветер дует, кричишь во всю мощь легких. Никакой прибыли от этого никто не получает.

Во-вторых, если говорить о сегодняшней системе золотодобычи, то страна зарабатывает свои деньги от этого, увеличиваются государственные золотовалютные резервы. Люди, которые работают на приисках или обрабатывающих заводах, получают свою зарплату, порой очень неплохую. Не думаю, что нужно так примитивно оценивать ситуацию с точки зрения чьей-то наживы. Но система за последние 20 лет выстроилась таким образом, что тот, кто на чем-то «наживается», должен в это вкладываться, а личное отношение простого специалиста к его работе ничуть не меняется. Тем более если он профессионал и знает, что сделанное им пойдет еще и на умножение государственных запасов, и это золото рано или поздно поможет кому-то из его сограждан.

– Давайте расскажем о людях, которые помогли Вам реализовать эту работу.

– Это огромное количество людей. Могу назвать министра природных ресурсов Донского Сергея Ефимовича, с которым мы сдружились на этой работе; руководителя Русского географического общества Шойгу Сергея Кужугетовича, благодаря которому были осуществлены первоначальные действия; Государственную организацию Роснедр (три руководителя успели поучаствовать); Министерство по чрезвычайным ситуациям и сегодняшнего министра Пучкова Владимира Андреевича.

– Получилось общероссийское кино, потому что принимали участие не только отдельные люди, но и государственные и коммерческие структуры.

– Соборное кино, я бы сказал. Когда мы начали привозить первые материалы из экспедиций, то они сразу стали вызывать большой интерес и дальнейшую поддержку.

– Помощь проекту также была оказана по поручению Президента?

– Да. Был перечень поручений Президента РФ по развитию Арктического бассейна и поддержки Арктики, четвертым пунктом там стояло оказание содействия в рамках правового поля фильму «Территория» по Олегу Куваеву. Слава Богу, что это было. Премьер-министр нас также поддерживал, лично приезжал на «Мосфильм» смотреть, как мы делаем картину. Значительную личную помощь оказал Усманов Алишер Бурханович, выделив большую сумму из личных средств. Я очень признателен всем и надеюсь, что мы оправдали эти расходы, сделав хорошее большое кино.

Продолжение в следующей программе.

 

Ведущий: Александр Гатилин

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 25 февраля: 00:05
  • Вторник, 27 февраля: 09:05
  • Четверг, 29 февраля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Почему нужно помогать людям в психоневрологических интернатах? Можем ли мы оказаться на их месте, и кто нам тогда будет помогать? Почему общение, даже дистанционное, важно для подопечных закрытых учреждений? Рассказывает руководитель проекта Фонда Андрея Первозванного "Особые встречи" Павел Федосов. 

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать