Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Вы являетесь автором и исполнителем духовных и патриотических песен. Может быть, не все наши зрители знакомы с Вашим творчеством. Могли бы Вы исполнить одну из Ваших песен, чтобы сложилось представление, о чем пойдет речь?
– 24 июля в городе Кимры состоится большое празднование 75-летия со дня рождения заслуженного протоиерея Иоанна Басюка. Батюшка был уникальным человеком, писал удивительные стихи. К сожалению, он ушел из жизни достаточно давно, в 1995 году, но его поэтическое творчество осталось в памяти многих, в том числе и в моей. Я сам батюшку не знал, но многие священники, которых он воспитал, называют меня его духовным чадом, потому что почти 18 лет я пою песни в основном на его стихи. С удовольствием спою одну из них.
(Исполняется песня «Греховного мира Споручница».)
– У Вас есть не только поклонники, но и исследователи Вашего творчества. Позволю себе зачитать фрагмент исследования специалистов Тверского университета: «Вокальные проповеди возможно рассматривать как инновационный жанр современной музыки, имеющий в качестве основ глубинные культурологические ценности российской ментальности». Вы сами определяете свое творчество как вокальные проповеди? Насколько это уникальное явление с точки зрения исторической перспективы и ретроспективы?
– Да, свое творчество я определяю именно так. Вокальные проповеди были, есть и будут. Сегодня этих прецедентов гораздо больше. То, что Вы озвучили, уже на слуху, потому что современные СМИ достаточно широко популяризируют творчество очень многих людей. Раньше были, к примеру, калики перехожие, которые ходили очень длительное время, или святые, которые ездили со своими проповедями, в том числе музыкальными. Так массово, как сегодня, увидеть и услышать их было невозможно.
В определенном смысле любое духовное творчество – это итог зрелости. Понятно, что любое творчество подразумевает определенный отрезок жизни того или иного талантливого человека. При этом духовное творчество предполагает не только грамотность. Если говорить о мелолийной форме (мелодический дискурс или духовное пение), она предполагает духовное образование в определенном смысле. Это должно быть в принципе красиво, потому что наша Церковь сама по себе красива, об этом Достоевский говорил. Еще Федор Михайлович говорил, что не дать – все равно что украсть. Фактически мы пытаемся через этот жанр высветить грани нашей веры, нашей жизни, нашего понимания культуры, в том числе российской, национального менталитета не для того, чтобы просто показать, какие мы. Я неоднократно был в Париже лет двадцать назад, и когда эмигранты меня слушали, они понимали, что Россия сегодня далеко не та, какой была, скажем, до революции. Хотя я застал людей из самой первой волны эмиграции до 1905 года. У них, конечно, свое понимание, но они видят, что мы живем глубокой, яркой жизнью, которая сегодня рождает и молитвенное пение. Я не претендую на то, что мое исполнение имеет канонический аспект, хотя догматика должна сохраняться однозначно, если идет речь о православной, духовной музыке.
– В какой момент Вы поняли, что готовы, духовно созрели для исполнения, а не просто этого хотите?
– Со священством приходит уверенность в том, что ты делаешь. Может быть, до священства я бы не дерзнул даже. Более того, ко мне пришел дар сочинительства. Очень скоро это стало достаточно востребовано. Я понял, что это серьезное оружие в нашей борьбе за Христа, за правду христианскую. К тому же это по-доброму входит в любую атмосферу, в том числе сектантов, потому что и среди них есть мои поклонники, как ни странно. Этим средством пользовались и великие святые, такие как Ефрем Сирин, Дмитрий Ростовский, Иоанн Златоуст, то есть оно давно известно. Священство само по себе предполагает аудиторию; проповедь священника – та свеча, которую не я, а Господь рукой Святейшего Патриарха, митрополита ставит не под спудом. Это дает определенное дерзновение.
Кроме того, я видел, что аудитория расширяется с каждым днем и Россия наша изменяется. Я застал то время, когда в России не то что говорить или петь – в храм ходить нельзя было. В 1986 году я начал работать врачом. Я совершенно не понимал, что это какой-то подвиг, но я выбрал Христа, выбрал Церковь. Помню, были публичные собрания компартии, где собиралось около 500 человек из врачебных коллективов. Первый секретарь задавал мне вопросы по поводу веры и дальнейшей карьеры, говорил: «Ты же материалист!», на что я, не думая, тогда ответил: «Если Вы мне скажете, из какой материи состоит совесть, то я буду материалистом».
Свои выступления я пытаюсь окрасить некими воспоминаниями о добрых людях, великолепных местах, которые я посещал, например монастырях. Один из ярких эпизодов моей жизни – война в Чечне, когда я поехал выступить и навестить наших бойцов. Я не знал, как все будет происходить, но меня там встречали настолько по-доброму, настолько ярко, что я понял: я на верном пути.
С одной стороны, в моих песнях есть утешение. Это дискурс, который мы изучали с достаточно известными учеными: мой научный руководитель Романов Алексей Аркадьевич, заведующий несколькими кафедрами в Тверском государственном университете и Тверской сельскохозяйственной академии, видное лицо науки на тверской земле; декан факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Мисонжников Борис Яковлевич; Владимир Васильевич Тулупов из Воронежского университета. Это крупные научные величины, которые одним из контекстов моего творчества увидели именно утешение. Эмоции действительно появляются, некоторые люди плачут. Я и сам могу расчувствоваться, исполняя свои песни, потому что иногда это происходит в очень трогательной обстановке, на надрыве, как говорил тот же Достоевский. Многие дети под мои песни хорошо засыпают, просят «включить батюшку Геннадия».
С другой стороны, в песнях я пытаюсь показать лучшие качества человеческой личности, которые может дать человеку Бог. Я хотел бы спеть песню, которая называется «Человечность». Фактически это то, что действительно должно быть дорого человеку (я уж не говорю о смысле самого слова: чело ВЕЧНОСТЬ): это не то что украшает, а отличает человека от всех остальных созданий. Плохо, когда теряется эта человечность: милосердие и все то, что могло бы облагораживать человеческую личность. Автор текста тоже протоиерей Иоанн Басюк.
(Исполняется песня «Человечность».)
– Кто еще из авторов поэтических текстов удостаивался чести исполняться Вами?
– Изначально в моей жизни, слава Богу, появился близкий для меня поэт – инок Всеволод (Филипьев). Тогда он жил еще в Джорданвилле. В определенном смысле его творчество стало довольно сильным толчком для меня, в первую очередь для композиторского творчества. Это был один из первых поэтов, на стихи которого я сочинил ряд своих песен. Также я постепенно проникал в творчество дореволюционных духовных поэтов.
С возникновением музыки в моей жизни, естественно, рука потянулась творить что-то еще, но я понимал, что яркого поэтического дара я сам лишен. Можно что-то сочинить, но это не будет такого уровня, как то, что я сейчас исполняю. Это прекрасно – передать чувства, глубокие мысли талантливых духовных людей, которых много было и которые есть. Одна из моих песен была написана на стихи святого Иоанна Хозевита Румына. Это настолько глубокий и святой поэт! Не буду рассказывать историю его жизни, отмечу, что он очень почитаем. Когда открыли его затвор, пещеру, в которой он усопшим пролежал много десятков лет, нашли поэтический сборник.
Владыка Боже, помоги
И мне пойти дорогой крестной
И от врага убереги
И от его отравы лестной.
Когда ж под тяжестью греха
И я паду, изнемогая,
Ты мне в помощники приставь
Святого ангела из рая.
У меня также есть песни на стихи приснопоминаемого протоиерея Димитрия Дудко. Его знают как писателя, страдальца, умнейшего человека, глубокого молитвенника земли Русской в сложное для страны время, но многие не знают его как поэта.
Когда я открываю новые грани в жизни той или иной личности Русской Церкви (и не только Русской), то, конечно, для меня это очень трогательно. Я понимаю, что делаю в определенном смысле великое дело – передаю широкому кругу слушателей наследие, завещание людей, которые заслуживают самого пристального внимания. Мне достаточно часто приходится выступать: 18 лет я выступаю почти каждую неделю, обычно не по разу. И аудитория разная: от одного слушателя до десяти тысяч в Лужниках.
(Продолжение в следующей программе.)
Ведущий Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко
Об особенностях русской школы храмового зодчества рассказывает Алексей Капустин, директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!