«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Вторая заповедь Закона Божия

18 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня будем говорить о второй заповеди Закона Божьего, которая звучит так: «Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им». Заповедь Божия очень яркая и важная для каждого из нас. Нам необходимо исполнять каждую заповедь Закона Божьего. Бог не дал много заповедей, только десять, но каждая из них играет огромную роль в жизни человека.

Мы должны прислушиваться к каждой заповеди. В предыдущей заповеди говорилось о том, что Бог требует от человека верности: «Я твой Бог». Господь дал нам истинное знание Себя и знание того духовного пути, по которому мы должны идти, но человек часто теряет эти ориентиры. Почему это происходит? Это происходит по нашей вине, потому что мы забываем Господа, Небо, духовную жизнь и начинаем жить обыденной человеческой жизнью, которая исполнена всякой суеты и неправды. Если мы удаляемся от Господа, от духовной жизни, мы теряем путь, который приводит человека к вечности.

В Священном Писании святой апостол Павел говорит: «Почему произошло так, что люди, которые знали истинного Бога, ушли от богопознания и служения Ему? Потому, что осуетились; суета стала причиной тому, что люди перестали служить Творцу, а стали служить Его творениям».

Господь говорит, чтобы мы не сотворили себе кумира, чтобы не были идолопоклонниками (как язычники). Мы не должны поклоняться тому, что сотворил Господь. Только Бог является истинным Творцом и Создателем, управляет этой жизнью, Своим Промыслом всякое зло направляет ко благу. Мы призваны служить только истинному Богу, все остальное нужно отрицать. Мы нарушаем верность Богу тогда, когда начинаем верить звездам, читать астрологические прогнозы. Это идолопоклонство, язычество, при котором человек уходит от истинного почитания Бога. Мы не должны поклоняться бездушным предметам, животным, потому что все это – творение рук Божиих.

«Кумир» – мы часто слышим это слово. Кумирами мы называем тех, кто окружает нас в повседневной жизни: футболистов, актеров, артистов, политиков. Говорим, что они являются нашими кумирами. Создаются фан-клубы, где собираются группы людей, почитающих одного человека как самого великого, достойного, который имеет превосходство над другими. Со временем начинается поклонение такому человеку, его портреты висят в домах на стенах. Особенно подростки любят того или иного актера или футболиста, хоккеиста, спортсмена и начинают ему всячески подражать.

Почему же нельзя подражать человеку? Почему человек не может быть кумиром? Нужно четко понимать, что Священное Писание нам говорит: «Всяк человек ложь». Не может человек быть совершенным, поэтому поклонение ему невозможно. Мы идеализируем того или иного человека, а позже начинаем понимать, что в нем нет идеала, которому мы служили, и наступает полное разочарование. Невозможно надеяться и уповать на человека.

Священное Писание нас предупреждает, чтобы мы не надеялись на «князи, на сыны человеческие, в нихже несть спасения». Кто же для нас является образцом? Почему Господь говорит, чтобы мы не имели поклонения кому-либо, не шли ложными путями? Это очень важный момент – не идти ложными путями. Потому что это путь в никуда – в разочарование, к некоему желанию не жить больше на земле, потому что мы потеряли идеалы. Кто же идеален? На кого мы должны равняться в нашей жизни? Священное Писание говорит нам, что единственным идеалом может быть Господь Иисус Христос, Который показал истинный путь: «Я есмь путь, и истина, и живот». Поэтому мы должны идти за Господом. «Будьте святы, как Я Свят; будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», – призывает Он. Идеал только в Боге – Бог неизменяем.

Очень часто говорят: «Почему Церковь не меняется?» Потому, что Христос «вчера, сегодня и вовеки Тот же». Он никогда не меняется, мы познали Его святость, истинный путь, по которому нужно идти. Тогда не будет разочарований, ошибок, каких-то греховных подражаний, которые могут появиться в жизни, когда мы слепо верим тому или иному человеку или идеализируем его жизнь – и он для нас становится кумиром.

Мы говорим о внешних кумирах, но бывает и внутренний кумир. Это очень часто происходит, когда человек начинает служить собственным страстям. Страсти бывают разные. Можно незаметно служить своему чревоугодию: человек, который хочет вкусно питаться, все делает для того, чтобы достичь этой цели. Человек, который имеет страсть мшелоимства – приобретения вещей, будет всю жизнь стремиться к тому, чтобы приобрести ту вещь, о которой он очень сильно мечтает. Например, купить дорогой автомобиль определенной марки. Он будет все делать, чтобы достать средства, исполнить свою страсть и утешить гордыню. Человек может служить и другим страстям. Кто-то служит богатству, кто-то своему тщеславию, чтобы быть узнаваемым в этом мире, знаменитым, чтобы все его уважали и почитали и так далее. Все эти страсти не приносят человеку счастья.

Когда человек достигает чего-то в своей жизни и теряет это, сердце его буквально разбивается. Он теряет что-то и не хочет жить. Потому что если что-то случится с автомобилем, к которому он шел всю жизнь, он готов из-за этого уничтожить, убить другого человека. Или бывает привязанность к животным, и человек готов за свое домашнее животное уничтожить кого-то... В моей жизни был такой случай, когда я был молодым священником. Шел по улице Москвы на требу, в подряснике, ко мне подошла женщина, которая гуляла с собакой, и говорит: «Батюшка, я такая добрая, очень люблю животных. И если кто моей собачке причинит зло, я этого человека раздеру на мелкие кусочки». Вот такая страсть бывает – привязанность к животным.

Господь делает нас свободными, чтобы мы не имели никакой привязанности, не создавали кумира в своей жизни, поэтому Господь обращает внимание в том числе на то, чтобы мы не были очень сильно привязаны к своим родителям, детям. «Если кто, – говорит Господь, –  любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня (или кто чад своих любит больше)».

Господь не ищет такой любви, которая имела бы только отношение к Богу, Он говорит о том, чтобы мы не имели привязанности. Потому что всякая привязанность приносит человеку огромное зло. Например, если дети привязаны к своим родителям, то не могут пережить их смерть, хотя это естественный процесс в человеческой жизни. Они пребывают в тоске, унынии, печали, даже доходит до физических болезней, потому что они не могут пережить это горе, так как имели сильную привязанность к своим родителям. Или родители имеют сильную привязанность к своим детям и готовы пойти на какие-то страшные поступки, даже преступления, лишь бы ребенок обрел мнимое земное счастье на этой земле. Это все недопустимо. Чтобы сохранить нас, Господь дает заповеди, которые мы не должны переступать. Это некий закон самосохранения. Господь сохраняет нас, чтобы мы ко всему имели не только ровное, но и разумное отношение.

Некоторые могут задать другой вопрос: почему в Церкви происходит почитание икон? Мы не случайно сказали о почитании. Осуждается поклонение иконам как краске, доске, но не осуждается почитание икон. Икона от образа приводит человека к первообразу, поэтому имеет важное значение. Кто-то может не согласиться с этим, сказать, что мы идолопоклонники, но это не так.

Сейчас фотографии пересылаются очень быстро. Когда мы были молодыми, такого не было. Мы из армии присылали родителям фотографии, родители присылали нам в армию свои фотографии, и у нас было живое общение. Общение ведь было не с фотобумагой. Когда дети присылают фотографию своим родителям, родители ее целуют. Мы бы тоже сказали, что они идолопоклонники. Но они целуют не фотобумагу, а образ, который изображен на этой бумаге, – своего ребенка. Это общение реальное. Они прижимают фото к сердцу. Казалось бы, что ты прижимаешь? Ведь это не твой ребенок, это просто изображение на фотобумаге. Но все понимают, что это изображение отражает образ ребенка, и невозможно его не целовать, не прижимать к своему сердцу, потому что это дорогой и близкий для нас человек.

Это идет из древности (и не только у нас). Так было в Римской империи, когда многие воевали, защищали, завоевывали новые земли. Когда сын получал письмо от отца, то всегда целовал его. Почему целовал? Целовал не бумагу, не чернила, которыми это письмо написано, а руку, которой было написано письмо. В данном случае это рука отца.

Эта традиция осталась в Церкви. Почему священнослужители по прочтении Евангелия дня или праздника целуют Священное Писание? Потому, что оно написано Богом. Господь дал нам эти удивительные, замечательные слова, которые открывают смысл духовной жизни. Поэтому мы лобызаем Священное Писание, как бы лобызая невидимо Божественную десницу, которая оставила нам Священное Писание. Это глубочайшая традиция.

Мы знаем, что иконы или священные изображения появились в первые века христианства. Это не какое-то нововведение. В катакомбах уже было изображение Христа в виде Пастыря, несущего на Своих плечах ягненка. «Агнец Божий, вземляй грехи всего мира». Он пришел обрести заблудшее овчати. Эти изображения были с первых времен. Были изображения Креста. Сам Христос оставил первое изображение – Спас Нерукотворный. Когда царь Эдесский Авгарь прислал своего слугу, чтобы он написал изображение Христа, то у него ничего не получилось. Тогда Господь подозвал художника, попросил, чтобы принесли полотенце, умылся и вытер платом лицо. И на этом полотенце изобразился образ Христа. Потому мы называем образ Христа Спасителя Нерукотворенным. Этот образ был передан эдесскому царю, и он исцелился от своей болезни, проказы.

Такие исцеления получают от икон и по сегодняшнее время. Апостол, евангелист Лука, будучи прекрасным художником, изобразил Божию Матерь, на руке у Нее восседал Богомладенец Христос. Богородица увидела Свой лик и сказала: «С этим образом Моя благодать и сила»…Тот, кто живет в Церкви, знает огромное количество чудесных случаев. Мы называем это не просто верой, а опытной верой.

В древности расписанные храмы, фрески играли огромную роль для просвещения наших соотечественников. Многие были неграмотными, они приходили в храм и рассматривали росписи на стенах – это была библейская, житийная тематика, тематика двунадесятых праздников, особых событий, которые отображены в Священном Писании или Священном Предании. Человек разглядывал изображения, и перед ним было все Священное Писание. Он не мог читать, но видел глазами Священное Писание и просвещался, познавал богословие, будучи неграмотным человеком.

Чудес от икон бывает очень много. Мы с вами говорили, что не поклоняемся краскам, или дереву, или фотобумаге. Мы поклоняемся образу, который отображает Христа Спасителя, Царицу Небесную. От Них много самых разных чудес... Великое чудо, когда мироточат иконы. Это особое явление, которое укрепляет веру и говорит о правильности наших действий в Церкви. Или обновление икон.

В нашем храме недавно произошло чудо. Когда меня назначили в Богоявленскую церковь, я нашел за облачениями икону – «Явление Святой Троицы Аврааму у Мамврийского дуба». Икона удивительная, написана на металле в начале прошлого века. Очень темная, были видны только непонятные силуэты. Когда вынесли ее на свет, я попросил искусствоведов ее промыть. Ее промыли и сказали, что ничего нельзя сделать, надо обновлять икону. Тогда я решил поставить ее в храм. Поставили и стали молиться. Одна служба проходит, вторая, третья. Мы видим, что начинают проявляться лики. Сначала лики Ангелов, потом Авраама, что стоял перед столом, за которым сидели три Путника-Ангела. Затем появился Мамврийский дуб, зелень на дубе, какая-то пальмочка фиолетового цвета расцвела над Ангелами, затем стал появляться нимб, стол, скатерть на столе стала светлеть. Прихожане все воодушевились, потому что это было явное свидетельство обновления жизни, прихода. Через некоторое время приход передали в ведение нашей епархии. Это удивительное событие, когда Господь показывает нам, чтобы мы никогда не унывали, что все равно в жизни будет обновление – и старое, испорченное тоже обновится благодатью Божией.

Жизнь в Церкви через святые образа становится иной. Мы видим подтверждение правильности нашего исповедания веры, церковной жизни и тех традиций, которые есть в Церкви. Сколько удивительных, замечательных случаев бывает! Например, в Музее Московской духовной академии, который называется ЦАК (Церковно-археологический кабинет), хранится статуя Христа Спасителя, которая была на немецком кладбище в Москве. Можно увидеть, что металлический палец Христа Спасителя блестит (как бы отшлифованный). Многие люди исцелялись от этой статуи. Когда шел дождь, с пальца Христа Спасителя капали капельки, их брали, умывали глаза – и было несколько случаев исцелений. Несмотря на то, что несколько лет статуя стояла и стоит в Московской духовной академии, палец все равно очень светлый. Те, кто посещал ЦАК, узнавали об этой истории и, несмотря на то, что до экспонатов нельзя дотрагиваться руками (это общее правило музеев), все равно находили минутку, чтобы своими устами приложиться к пальцу Христа Спасителя и получить исцеление.

Таких случаев очень много, они известны каждому из нас. Здесь нет идолопоклонства – это живое общение с Богом. Изображение не осуждается Священным Писанием Ветхого Завета, когда было запрещено всякое изображение. Посмотрим, как Господь повелел создать скинию, храм Соломонов: была завеса, расшитая золотыми херувимами; херувимами были расписаны стены; два золотых херувима были в Ковчеге завета. Все равно были допустимые изображения, которые помогали человеку общаться с Божественным миром.

Когда мы приходим в расписанный храм, где есть иконостас, святые изображения, иконы – мы как будто попадаем в другой, Божественный мир. Замысел иконостаса и изображений святых – это не то, чтобы показать, какую красоту Церковь приобрела через свою тысячелетнюю историю. Не это важно. Важно то, что мы входим в мир православного богословия. Мы начинаем понимать, что есть земная и Небесная Церковь, есть место, где обе Церкви объединены в едином молитвенном порыве. Это объединение происходит на Божественной литургии, когда мы все вместе молимся и Господь вновь и вновь приносит Себя в Жертву за грехи всего мира. Не случайно есть такое понятие: деисис – молящийся чин. Мы видим, как ко Христу склоняется Матерь Божия, святые угодники и все, кто изображен на иконостасе. Они все в полуобороте направляют свои лики к Господу, молятся вместе с нами. Наши молитвы усиливаются молитвами святых угодников Божиих. Когда молится Церковь, то эта молитва достигает до Небес. В храме, в общей молитве, соединяются Церковь земная и Небесная Церковь.

Всякие изображения не являются для нас созданием кумира. А другого кумира мы можем создавать через суету, отход от духовной жизни, служение страстям, обожествление человека или какого-то животного. Здесь мы должны быть аккуратными и осторожными, чтобы не потерять свободу и истинное почитание Бога.

                                                            Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать