«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Восьмая заповедь Закона Божия

30 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– В прошлой передаче мы с вами говорили о седьмой заповеди Закона Божия: «не прелюбы сотвори». Говорили о важности целомудрия, о том, что с нарушением этой заповеди связаны и другие грехи, приводящие человека к страданию. Сегодня будем говорить о восьмой заповеди Закона Божия – «не укради». Господь заботится обо всех людях, которые окружают нас, рядом с нами и которым мы своими действиями можем причинить зло. Господь научает нас одной очень важной истине. Премудрый Сирах говорит так: «Господи, не дай мне бедности и не дай мне богатства, только хлебом насущным питай меня». Это удивительные слова Священного Писания: чтобы мы довольствовались именно тем, что у нас есть. Само по себе и богатство дает человеку немало хлопот и забот, и бедность причиняет немало страданий. Но Господь призывает к тому, чтобы мы имели все необходимое и довольствовались тем, что имеем. Для жизни человека на самом деле не так уж много и нужно. Поэтому когда человек нарушает заповеди Закона Божия, он прежде всего старается иметь нечто лишнее, что не идет ему впрок и приносит немалые страдания.

«Не укради». Кто согрешает против этой заповеди, кто является нарушителем этой заповеди? Конечно, те, кто в первую очередь занимается грабительством. Грабительство тот грех, когда человек обкрадывает другого человека. (Помните евангельское повествование, как человек попал к разбойникам и ему помог благочестивый самарянин?) Грабили во все времена, когда человек где-то путешествовал, и по сей день этот грех остается насущным. Немало в последнее время говорили о тех людях, которые просто останавливали машины, убивали водителей и грабили их имущество, находящееся в автотранспорте, и сами транспортные средства тоже похищали. Этот грех тоже очень сильно в настоящее время распространен, и Господь особо отмечает, что человек должен следить за собой, потому что всякий нарушающий эту заповедь Закона Божия не войдет в Царствие Небесное. Нужно быть очень внимательным.

Против этой заповеди согрешает и тот человек, который крадет по ночам. Естественно, вор хочет, чтобы его не заметили, он делает все тайно, чтобы об этом никто не узнал, чтобы никто его не увидел. И даже сегодняшние охранные средства не всегда помогают – человек ухищряется настолько, что умудряется пройти незамеченным под камерами или изменить свой лик так, что человека порой и не находят. Такого  называют «тать» – вор. Вор, который приходит в ночи и крадет у других имущество.

Эту заповедь Закона Божия нарушает и тот человек, который ворует с разными ухищрениями. Действительно, очень по-разному человек может воровать за счет обмана. Очень распространен грех фальшивомонетчиков, которые делают ложные купюры и затем их распространяют, тем самым наживаясь. С этим ведут борьбу и государство, и те люди, которые занимаются торговлей, потому что они получают убытки, если такие монеты или такие денежные купюры приходят к ним.

Конечно, воруют и те, кто за счет какого-то обмана обвешивает или выдает плохой товар за хороший. Или когда делают на товаре, который имеет небольшую себестоимость, большую накрутку – это тоже является воровством, хотя сейчас это называется каким-то бизнесом. Но на самом деле это воровство, это действительно неправильное (обманное) приобретение средств…

Против этой заповеди согрешают и те, кого мы называем мздоимцами. Это те, кто дает взятку, какие-то подарки человеку, от которого  что-то хочет получить, то есть человек подкупает другого. И тот, кто дает, и тот, кто берет, особенно согрешают против этой заповеди, потому что начальник должен начальствовать по правде и Закону Божиему. Но и судья, который тоже берет взятки и ложно осуждает человека, нарушает эту заповедь Закона Божия, потому что суд должен совершаться в правде и истине.

Священное Писание нам говорит о том, чтобы мы внимательнее были по отношению к своим близким. Горе тем, которые… за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного,  говорит  пророк Исаия. И через Моисея говорит Господь: Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.  То есть за счет этого не замечают нужных грехов и пороков и осуждают не тех, кто должен получить наказание, а тех, что являются невиновными. Святитель Тихон Задонский говорит удивительные слова, что многие, продавая товар свой, продают и совесть свою, а с совестью и душу, и вечное спасение, а покупают вечную погибель; таковы все те, что продают гнилую и худую вещь за добрую, за дорогую, мешают воду в вино, песок (или что иное тяжелое) в соль, дабы более весила. Он говорит, что еще более повинны те, которые во лжи клянутся и своею клятвою покрывают свой обман и лихоимство. Что нажитое таким образом впрок не пойдет – оно сделает себе крылья и, как орел, улетит в небо.

 Это очень распространенный грех, особенно сегодня, в наше время, когда попираются всякие нормы, законы; не только законы Божии, но всякие нормы человеческих отношений. Мы с вами, например, уже давно говорим о том, что не вкушаем хороших, натуральных продуктов, потому что все, что нам подается, – с какими-то разными добавками, и эти добавки выдаются за натуральные ингредиенты. Мы уже видим, что вместо сгущенного молока на 90% пальмовое масло, вместо каких-то натуральных продуктов мы вкушаем самые разные, где вкусовые добавки, которые улучшают вкус, но очень сильно вредят человеку. Это тоже воровство.

… Эта прибыль – ложь, обман, воровство, и за это человек тоже будет наказываться. Святитель Тихон говорит очень хорошие слова, что впрок эти деньги не пойдут, они будут иметь крылья и улетят, как птицы, в небо; ты не попользуешься этими средствами, они тебе не принесут никакого добра. Особое внимание каждый из нас должен уделять на эти вещи, на этот прикрытый обман и эту незамеченную кражу (сегодня говорят, что это очень хорошее предпринимательство). На самом деле человек, который живет по Закону Божиему, должен честно  трудиться и тем самым оправдывать те деньги, которые он получает. Об этом мы еще поговорим.

Следующее, о чем мы будем говорить, это тунеядство (тунеядец тоже нарушает эту заповедь Закона Божия). Тунеядец – это не просто тот человек, который не работает. Действительно, есть люди, которые не работают, они тоже крадут средства у своих ближних, что их кормят, одевают, обувают,  заботятся о них. Как говорит апостол Павел, кто не работает, тот и не ест. Каждый должен питаться от трудов рук своих. Поэтому каждый должен трудиться, и в этом есть заповедь Божия, особенно для каждого мужчины. Если женщине заповедь дана, чтобы она в муках рожала детей (и основное делание женщины, конечно, чадородие), то всякий мужчина должен в поте лица добывать хлеб свой. И каждый мужчина работает, чтобы прокормить и себя, и своих детей, свою семью, заботится о том, чтобы у них была одежда, чтобы дети получили достойное образование, встали на правильный путь жизни.

Бывают и другие люди, которые называются тунеядцами: те, что ходят на работу, но не работают под разными предлогами, занимаются какими-то посторонними делами, то есть они неправедно получают деньги, а значит – крадут эти деньги у работодателя. Поэтому всякий человек, который идет трудиться в то или иное место, в ту или иную организацию, должен полностью отдаваться своему делу, за которое он получает определенные средства. То есть всякий труждающийся достоин пропитания, но в то же время если ты не трудишься достойно, то и не достоин той зарплаты. Многие даже жалуются: «Вы нам не платите, не даете денег». Но если вы не отдаетесь полностью тому делу, которое делаете, то и не получаете средства – это понятно. А некоторые говорят: нет, я чуть-чуть тут побыл, отдайте мне вот столько и столько… Чтобы получить столько, вы должны потрудиться очень хорошо и показать определенный результат труда. Поэтому мы стремимся с детства научить всех этому труду, особенно детей, понуждая их к домашней работе (уборке, мытью посуды, поддержанию порядка в своей комнате). Это все борьба против лени, а если человек не будет лениться, то будет достойно трудиться. Если он будет достойно трудиться, будет достойно и получать, а если не будет трудиться и получать, тогда будет красть, а это нарушение восьмой заповеди Закона Божия.

Против этой заповеди также согрешают те, кто дает деньги под проценты. Деньги под проценты давать нельзя. Всякий человек, который занимает, и так имеет какую-то нужду, у него не хватает средств для жизни, а если на него еще налагается дополнительное бремя, еще и требуют проценты, человек попадает в долговую яму, из которой не может выбраться. От этого – уныние, от этого бывают у человека самые разные плохие мысли, и порой некоторые доходят до суицида, до убийства. Поэтому  человек, который дает другому деньги под проценты, согрешает. Сегодня на этом строится большая часть бизнеса, и есть какие-то маленькие фирмочки и организации, которые дают деньги под проценты. Люди попадают в эти сети, потом их начинают шантажировать, преследовать. В таком состоянии, очень мрачном, находится сегодня общество, забывая, что Господь Своим словом сказал никому не давать деньги в рост, то есть никогда не наживаться на деньгах. Даже одно время в Византийской империи государство запрещало банкам, государственным структурам давать деньги в рост, потому что это противоречит Закону Божиему.

Сегодня мы отходим от Закона Божьего, называем эти вещи каким-то бизнесом, но это не бизнес, это законное со стороны государства воровство, или законный грабеж тех людей, которые и так находятся в нужде. Конечно, против этой заповеди выступает и тот человек, который, имея богатство, не заботится о бедных, он также крадет те деньги, которые дал ему Бог. Не нужно никогда забывать о том, что Бог дал богатство богатым не для того, чтобы они только им наслаждались, но богатый всегда ответствен за бедного человека, богатый должен заботиться о бедных, богатый обязан заботиться о тех, кто нуждается в его помощи. Господь  очень спросит за то, если богатый не помогает бедному: он тоже нарушает восьмую заповедь Закона Божия, он крадет.

Нарушают эту заповедь Закона Божия и те, кто крадет в церкви; святотатцы их называют. Красть в церкви  великий грех, и он также (особенно сегодня) распространен, когда  человек теряет веру, теряет страх Божий, для него стираются всякие границы, даже какого-то высокого приличия, он просто не понимает, что, обкрадывая Церковь, крадет у Самого Бога. Мы сейчас знаем, что крадут не только  иконы, священную утварь, за что Господь очень сильно наказывает, крадут и украшения с икон, которые люди жертвуют. Доходит даже до того, что приходят в храм, чтобы украсть у прихожан, потому что многие заходят в храм и думают, что они попали полностью в Царствие Божие и что здесь все святые. Надо понимать, что церковь действительно является домом Божьим и Царствием Божьим на земле, но, к сожалению, здесь двери храма открыты для всех,  сюда может войти любой человек, Господь всех принимает. Но  не нужно терять бдительность: в основном люди приходят помолиться и забывают обо всем мирском, они открывают свое сердце Богу и при этом просто оставляют сумочки  на скамеечках в храме или где-то в уголочке, а потом, когда выходят из храма, обнаруживается, что у них украли документы, деньги, мобильные телефоны… Очень часто такие случаи бывают в больших городах, но бывают и в деревенских приходах, поэтому всегда нужно быть бдительным и никогда не оставлять вещи в храме. Сегодня невозможно тех, кто крадет, как-то остановить, им все равно, у кого красть. Особенно это те, у кого такая сильная страсть рождается в сердце,  они крадут у священника, в церкви, в банке… А если они найдут какую-то вещь, все равно ее не вернут никому, потому что у них страсть и потребность постоянно красть.

Этот грех очень сильно развивается. Если с ним не бороться,  можно дойти до тяжелого состояния, поэтому нужно это пресекать, особенно когда мы видим, что дети берут что-то без спроса дома. Неважно, прячете вы деньги или не прячете, лежат они у вас в укромном уголочке или открыто где-то на столе, – каждый ребенок должен воспитываться так, чтобы никогда без разрешения не брать то, что имеется в доме. Но если он уже берет, то это очень сильный звоночек, чтобы такого ребенка начать водить и в храм, и в воскресную школу. И чтобы с ним общался священник подольше, чтобы ребенок приносил покаяние, потому что этот грех имеет  силу  нарастания. И когда пристрастится человек к этому греху, тогда, даже если ему и не надо, даже если будет полное изобилие всего, он все равно будет красть и тем самым причинять боль другим, а порой может довести себя до тюремного заключения. Поэтому нужно обращать на это внимание.

 Как противостоять этому, мы еще с вами поговорим, но я хотел рассказать вам, дорогие мои, еще такой случай, который был в моей церковной практике. Как-то ко мне подошла на исповедь одна прихожаночка и очень сильно расплакалась, сказала: «Батюшка, я краду у Бога». Я говорю: «Как? Вы что-то украли в церкви?» Она говорит: «Да нет, я не жертвую в храм десятину. А Священное Писание говорит: кто не дает десятину, тот крадет у Бога. Я всю свою жизнь не давала десятину, поэтому я всю жизнь краду у Бога». Для меня такие слова были настолько удивительны! Они глубоко были прочувствованы этой рабой Божией, таких людей я почти не встречал в своей жизни, но это такое глубочайшее понимание! Ответственность выполнять то, что заповедовал нам Господь.

Мы должны противостоять этому греху. Как противостоять? Как бороться с этим грехом? Только через покаяние. Конечно, если будет покаяние, то Господь прощает этот грех, но и не надо забывать, что если мы взяли что-то, что не принадлежит нам, это необходимо вернуть. Конечно, не всегда можно найти какие-то средства или невозможно их вернуть, потому что нет этого человека, тогда пустите эти средства на какие-то добрые дела. В патерике рассказывается об одном монахе, который должен был за постройку своей кельи средства. Он находит эти средства на дороге и в течение трех дней ищет человека, который их потерял, и, только не найдя его, отдает эти средства за свою келью. Но если есть возможность вернуть тем, у кого мы взяли что-то неправедным путем, нужно вернуть и помнить – об этом говорит само Священное Писание.

Вспомните, как об этом говорит Господь в Евангелии, когда встречается с Закхеем (мытарь Закхей – это, можно сказать, налоговый инспектор, который собирал средства с людей и, как всегда во все времена, не забывал о себе – немножко брал больше, чтобы чуть-чуть оставлять себе). Мытари всегда были богатыми людьми, обеспеченными, их не любили, их ненавидели порой (все в этом мире остается по-прежнему), но с ними считались. И что-то у Закхея пробудилось в душе, когда Христос пришел в Иерихон проповедовать. Закхей трудился в Иерихоне, он был маленького роста и не мог увидеть Христа; забрался на дерево, чтобы увидеть Господа. А Господь  увидел не только Закхея, а его глубочайшее верующее покаянное сердце и сказал: «Закхей, слезай с дерева. Я сегодня буду у тебя». И когда Господь пришел к Закхею, все стали осуждать Господа, почему Он пошел к грешному мужу, а Закхей сказал: «Господи, если я кого чем обидел,  пол-имения своего отдам, а если взял лишнее – воздам четверицею».

И Священное Писание говорит: если кто согрешает, берет лишнее со своих близких, пусть воздаст за это четверицею. Вот такое отношение. И, конечно, чтобы не было этого греха, нужно с раннего возраста заботиться о наших детях, чтобы они не крали. Каким образом? Здесь святые отцы говорят: противостоянием. Чтобы их приучать творить добрые дела и милостыню. Как делали наши предки? Очень просто: с раннего детства приучали детей ставить свечку в храме собственной маленькой ручкой. Свеча – это жертва Богу. А когда во время богослужения где-то происходит тарелочный сбор, чтобы ребенок сам положил на эту тарелочку какую-то маленькую копеечку или опустил ее в жертвенный ящик, подал нищему, что стоит у церкви, или тому человеку, который нуждается в этом. Чтобы он мог поделиться с теми, кто окружает его: конфеткой ли, шоколадкой ли, печеньем… То есть чтобы с самого детства ребенок не протягивал руку только для того, чтобы взять, а чтобы протягивал свою маленькую ручку и для того, чтобы дать. Если ребенок научится давать, он не будет красть.

Вот такая удивительная заповедь Закона Божия, дорогие братья и сестры, о которой мы сегодня поговорили: «не кради». Красть действительно самое плохое дело, но сегодняшний мир, к сожалению, очень сильно на этом замешан (от коррупции до каких-то махинаций, тайных или явных, которые обкрадывают огромное количество людей), поэтому сегодня надо бороться с этим пороком покаянием и делами милосердия.

В следующую нашу беседу мы будем с вами говорить о девятой заповеди Закона Божия, в которой говорится о том, чтобы мы не произносили ничего ложного. Ложь – это отвратительная вещь, и, конечно, мы разберем все стороны, о которых Господь хотел бы нам сказать, чтобы мы не согрешали против девятой заповеди Закона Божия. Сегодня мы прощаемся с вами. Храни вас всех Господь!    

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать