«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 5

18 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня будем говорить  о сотворении самого человека. Это был совершенно особый Божественный акт. В прошлой беседе мы говорили обо всех днях творения. Мы говорили кратко, но очень емко, потому что дни творения – это важная тайна, которую нам Господь открыл через Священное Писание. Это важный вопрос в жизни человека, и всякий человек интересуется этим вопросам. Выдвигались разные гипотезы о сотворении мира, но все-таки библейское повествование остается единственно верным и принимается всем человечеством, его невозможно оспорить.

Сегодня будем говорить о человеке, потому что Господь его творит совершенно по-особенному. Когда мы читаем о днях творения, там сказано: повелел, сказал, так и было.  То есть все происходило моментально, от одного Божественного повеления. А здесь только в Предвечном Совете Святой Троицы был создан человек. То есть Они совещались и говорили: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему».

Это очень четко передает Священное Писание, подсказывая, что Бог есть Святая Троица, Единосущная и Нераздельная. И Господь, конечно, особым способом творит человека. Он берет землю и создает образ человека. Но не тот Божественный образ, а вот тот образ, который мы сегодня имеем с вами. Человек был как статуя – у него не двигались руки, ноги, у него не было еще дыхания, его глаза не видели, его органы еще ничего не чувствовали. И Господь дает ему особое Божественное дуновение  – душу живую; дыхание жизни влагает в человека.

И человек, получив душу, становится таким, каким мы сегодня его знаем. Человек наполнен жизнью: он дышит, слышит, видит, общается, разумеет. То есть Господь удивительно создает человека.

В чем же заключается Божественный образ? Святые отцы говорят, что образ Божественный заключается в том, что человек имеет святую волю, у него чистый разум, он совершенно необычайный в своей чистоте и своем стремлении. И здесь Господь, конечно же, влагает в него свой Божественный образ. Сразу после того, как Господь сотворил человека, Он помещает его в рай, Эдемский сад, который наполнен удивительными деревьями, что питают и дают силы человеку. Ото всех деревьев можно было вкушать плоды, кроме древа познания добра и зла. Господь дал заповедь человеку о том, что он не должен вкушать плодов от древа познания добра и зла, а вкушать плоды от древа жизни, и это древо поддерживало жизнь в Адаме. Адам должен был жить в раю долгое время.

К сожалению, произошло грехопадение. Но пока человек в раю, в это особое время великой благодати, чистоты к Адаму приходят все животные. В Эдемском саду течет река, есть источники, в которых Адам прохлаждает себя. Обладая чистым, светлым разумом, Адам видит не только внешнюю, но и внутреннюю суть каждого животного, и он дает им имена, которые до сих пор присущи им.

Он каждого называет согласно присущим им внутренним качествам, которыми они обладают. Мы знаем, насколько это точно выражает сущность каждого животного – когда мы смотрим на большого животного (например, медведя), мы понимаем, какие мощные качества заложены в этом животном. Когда на зайчика, тоже видим, какие свойства и качества заложены в этом животном через то имя, которое дал ему Адам.

Но животные приходили и уходили, а Адам оставался один, и было ему грустно. И чтобы не было ему грустно, Господь сделал так, что Адам впадает в крепкий сон, берет у Адама ребро и из ребра создает ему жену. Увидел Адам жену и говорит: «Кость от костей моих и плоть от плоти моей».

Конечно же, Адам увидел в ней и красоту и узнал удивительность общения в раю. Это общение было замечательно до тех пор, пока человек не согрешил. Но грех вошел через врага рода человеческого, который воспользовался свободой человека. Сначала Евы – соблазнил ее и сказал: «Съешь плод от древа познания добра и зла. Посмотри, какой он удивительный и хороший». «Нельзя нам, Господь не разрешил этого делать», – говорила Ева.

Надо сказать, что Адам с Евой не нуждались ни в чем. Каждый полдень и в прохладе дня к ним приходил Господь и беседовал с ними. Они знали, что можно и что нельзя. Но все равно враг рода человеческого их искусил, и они лишились райских обителей.

Господь призывал их к покаянию. Если бы они покаялись, не покинули бы рай. Но не было покаяния. К сожалению, и в нашей жизни так бывает, что грешить мы грешим, а каяться не хотим, только оправдываем себя. Оправдывает себя человек – значит обвиняет Бога, что Господь не создал нам определенные условия для этой жизни. И конечно, в  этом отношении было серьезное падение Адама. Господь спросил: «Адам, где ты?» Адам сказал: «Господи, я наг». – «Кто тебе сказал, что ты наг? Не вкушал ли ты плода от древа познания добра и зла?» Адам не стал каяться. Он сказал: «Жена, которую Ты мне, Господи, соблазнила меня». Господь у Евы спрашивает: «Зачем ты, жено, это сделала?» А она говорит: «Змий, которого Ты сотворил, искусил меня».

То есть никто из них не принес покаяния, а принес оправдание. А если бы они покаялись, то, возможно, Господь простил бы их и жизнь всего человечества не была бы такой трагичной, болезненной, потому что в раю не было ни болезней, ни скорбей, ни печали – все было направлено к добру.

Адам не мог грешить, он был создан чистым. И хотя он обладал свободой, но его воля не была направлена к злу. А уже после грехопадения человеческая воля направлена к злу и человек волей или неволей согрешает. Он не может управлять своей волей, поэтому невольно совершает грех, за который приходится ему впоследствии приносить покаяние и плакать. Многие страдания приходят в нашу жизнь через грех; и не только страдания, неприятности, но и болезни. Сама смерть вошла в эту жизнь через грех.

Господь не создал человека для смерти, а создал его для бессмертия. Но за счет нарушения  заповеди входит в эту жизнь смерть. Это явление временное: до времени Второго Пришествия Господа на землю, когда наши тела соединятся с нашими душами и мы уже в полноте нашего бытия, существования придем к Господу на суд. И мы верим, что потом уже будем пребывать в радости нашего Господа.

Но Господь оставил бессмертной душу. Душа никогда не умирает, она живет. И, самое главное, подтверждений этому очень много, и эти подтверждения были в прошлые времена, есть сегодня и будут в последующие, потому что Господь открывает верующему человеку особые тайны, которые подтверждают существование нашей бессмертной души.

И это происходит через общение с теми людьми, которые либо живут, либо ушли, но которые достигают такого состояния... С одной стороны, это достигается при помощи святости. С другой стороны, это достигается тогда, когда размываются понятия жизни и смерти, когда человек приобщается к вечности. Вечность не имеет  границ, но дается  возможность некого общения для укрепления веры или для того, чтобы остановить какой-то неправильный шаг в человеческой жизни.

Много есть свидетельств о бессмертной нашей душе. Описывался один случай, который произошел в Англии, в XIX веке, когда жена священника за вечерним чаем увидела в окошке свою соседку,  бежавшую к ним (она прикрывала уста своим платком). «Ой, почему-то наша соседка так поздно идет в гости», – сказала женщина мужу. Она побежала открыть дверь, но за ней никого не было. Но перед глазами у нее был четкий образ соседки, как она ее увидела.

И тогда она обращается к своему супругу: «Что-то там произошло, мы должны срочно поехать к ней». Они сели в коляску и поехали к своей дальней соседке. Когда они приехали, увидели, что у нее приоткрыта дверь. Они зашли  и увидели ее на втором этаже, окровавленную, но еще живую.

Муж в приступе сумасшествия нанес ей несколько ножевых ран, и она, истекая кровью, была еще жива. Они успели отвезти ее в больницу, и врачам удалось спасти ее жизнь. А муж в этот момент утопился, думая, что он ее насмерть зарезал. Вот такой удивительный случай. И таких случаев немало. Я буду вам сегодня о них говорить для того, чтобы мы имели четкое подтверждение, что наша душа бессмертна.

Господь сотворил человека, и наша ценность огромна. Потому что Господь ставит царем, венцом Своего творения человека. Как говорят святые отцы: мало чем умалил Он человека от ангелов, дал ему в распоряжение весь мир, сотворенный Богом. Действительно, славой и честью венчал нас. Быть разумным существом и обладать этим миром. Человек – это особое существо, бессмертное творение Божие. И в этом радость и красота наша, поэтому мы должны ценить свою бессмертную душу.

И эти случаи, о которых мы с вами сегодня говорим, подтверждают особенность человеческой души, ее ценность и ценность самого человека, который призван жить в вечности. И когда происходит таинство Крещения, в последовании читается: «Ты сын и наследник (ты дщерь и наследница)».

Что Господь дает нам в наследство? Конечно, Он дает нам в наследство вечность. Не дачу подмосковную, не машину, Он дает нам ценность вечной жизни. Ничего, кроме жизни, нет ценнее у нас. Сама жизнь – это великая ценность. И Сам Господь подтверждает это бессмертием нашей души.

Другой случай очень интересный. Он произошел в недавние времена – в 90-е годы прошлого столетия, когда я был молодым священником. Произошло это с близкими нам людьми. Произошел этот случай в одной из областей, расположенных неподалеку от Москвы. Это была священническая семья. В принципе, она есть и сегодня. Один из сыновей поступил в университет на биологический факультет и к концу учебы стал человеком неверующим.

Он не признавал Бога, и когда его сестра вышла замуж за семинариста, он с другом семинариста стал спорить. А другом этого семинариста был я. Он говорил: «Бога нет». А мы, будучи семинаристами, доказывали бытие Божие через те знания, которые получили в семинарии. Мы уже заканчивали семинарию, поэтому для нас было очень важно отстоять честь, показать свои знания и отстоять свою веру.

Убедить его не удалось. Он остался при своем мнении. Мы доказывали свое, а он говорил свое. Он прекрасно окончил университет и поступил со своим другом в аспирантуру. С другом они снимали часть дома в частном секторе. У друга был брат, который жил в соседней области. И вот один раз, когда они вернулись из университета, увидели, что брат друга заглянул в окно. Потом они услышали стук. Подумали, что он приехал. Выбежали на улицу, но никого не увидели.

Они удивились, а потом заметили, что между ними  в доме создается какая-то плотность воздуха и как бы ходит какое-то существо. Через некоторое время опять раздается стук в дверь, входит почтальон, приносит телеграмму, в которой написано, как погиб брат друга – его зарезали в тот вечер. Буквально тогда, когда у них было это видение.

Они уехали на похороны, а потом поняли, что брат приходил проститься с теми, кого  очень сильно любил. Здесь очень важно подчеркнуть существование загробного мира. Это событие перевернуло жизнь этого студента, сына священника.

Он тут же бросил аспирантуру и поступил в семинарию. Потом он стал священником, сейчас у него много детей. Он очень активный священник, искренне служит Богу, восстанавливает храм.

Такое чудо произошло с ним. И с этим чудом мы связаны непосредственно, потому что это было с нашими близкими сверстниками, с теми, которые и сегодня живут среди нас.

Таких случаев немало. Рассказывал о себе удивительный человек – князь Владимир Сергеевич Долгоруков. Он был при Фридрихе Великом, при прусском дворе посланником нашей Российской империи. В те времена те, кто попадал на Запад, встречали вольнодумство. Атеизм шагал по Европе, нигилизм приживался в нашем обществе. Начинали посмеиваться над всем святым и над невежеством нашего народа.

Об этом узнал его брат Петр Сергеевич, и он стал брата просить: «Брат, ты не должен так делать, не должен так поступать». Но Владимир Сергеевич не слушал брата, читал разных философов, которые глумились над верой человека.

Однажды он пришел после утомительного дня, захотел отдохнуть.  Лег на кровать, но почувствовал холодную руку и услышал голос брата: «Только верь, только верь». Он тут  побежал, спросил: «Где мой брат?» Прислуга говорит: «Не было никого». Для него настолько это было впечатляющим! Он слышал внутри голос брата: «Только верь».

Он записывает этот день, и через некоторое время ему приходит послание, что скончался его брат в такой-то день, в такой-то час. Этот случай настолько его поразил, что он стал глубоко верующим человеком и уже никогда не подвергал сомнениям существование человеческой души, загробного мира и Самого Бога.

Еще удивительный случай произошел с одним очень известным писателем – Кельсиевым. Он родился в Петербурге, поступил в училище. Его отец жил с семьей на Васильевском острове, будучи государственным служащим до революции. Он жил в казенной квартире, а Кельсиев уже поступил и жил на съемной квартире.

Что он вспоминает о своем отце? Что отец много работал и мало уделял времени своим детям. Это было понятно. Если человек трудится, супруга занимается детьми, а сам он трудится для того, чтобы было что попить, поесть, во что одеться. Семьи до революции были большими, поэтому забот и попечений хватало. И мы в своих семьях так же… Особенно священники, которые служат на городских приходах и занимаются не только совершением богослужений, но и активной общественной деятельностью. Эта деятельность пронизывает не только свободное время, но этого времени уже не остается…

И вот Кельсиев  рассказывает, что его отец мало уделял им внимания. А однажды вечером пришел домой, сел, чтобы почитать книги, и видит, как дверь приоткрывается, заходит отец и говорит: «Сынок, ты только храни веру в Бога, и Господь тебя никогда не оставит. Господь будет тебе всегда помогать». Сказав эти слова, отец вышел из квартиры. Он подумал, что отец просто зашел, и как бы не обратил на это особого внимания. Отец иногда говорил такие фразы, заходя в комнату и выходя, потому что ему некогда было заниматься с ними.

Через некоторое время, когда Кельсиев лег спать, к нему постучал в дверь кучер и сказал, что час назад умер отец Кельсиева. Именно час назад в это время отец заходил к нему. Он не уделял своему сыну много времени при жизни. Но когда  ушел,  почувствовал, что ему надо прийти к сыну и сказать ему очень важные слова. Те слова, которые будут основополагающими в его жизни. Те слова, которые означают, что есть Бог, бессмертная душа, которые объясняют, каким Бог сотворил человека. Господь не сотворил человека для смерти. И Кельсиев был всю жизнь верующим человеком.

Вот такие удивительные размышления подарил нам первый член Символа веры. На этом мы заканчиваем его изучать. Мы говорили с вами о нашем Боге в трех Ипостасях, видимом и невидимом мире, творении мира, самого человека как царя, венца творения Божия. И уже в следующей беседе будем говорить о втором члене Символа веры. Он звучит так: Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Конечно, это удивительные слова, и, насколько возможно, мы будем говорить об этом в рамках наших «Огласительных бесед».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать