«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 4

11 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы с вами продолжаем «Огласительные беседы». В прошлой передаче мы говорили о невидимом мире, а сегодня будем говорить о видимом мире. Мы говорили, что невидимый мир – это ангельский мир, и рассуждали об ангелах, а также злых духах, которые присутствуют в этом мире.

Продолжая сегодня разговор о Символе веры, будем говорить о видимом мире, потому что Господь является Творцом всего видимого и невидимого. Мы в это верим, это совершенно непреложно является догматом, то есть постулатом веры, и поэтому мы к этим вещам относимся серьезно.

Конечно же, творение этого видимого мира – вопрос не простой, и здесь очень много тайны. Эта тайна была открыта через Священное Писание, через то, что Господь Сам посчитал нужным нам открыть. Этот вопрос долгое время волновал многих людей, и постоянно выдвигались какие-то научные теории, которые говорили, как был создан этот мир. Высказывались как логические вещи, так и совершенно невероятные. Теория Дарвина, сильно подхваченная в советское время, говорила о том, что мир был создан стихийно, через какой-то взрыв, а человек произошел от обезьяны. В этом заключалась вся логика такого мышления. Конечно, она принималась под идеологическим напором советской власти, но она не могла удовлетворить человека, потому что никто не мог поверить, что нашим предком была обезьяна и человек вышел из животного мира.

Никакая обезьяна, живущая ныне, не стала человеком, и человеку нужно постараться, чтобы потерять в себе образ Божий. Сейчас библейская теория творения мира просто и ровно ложится на наше сердце, принимается нашим разумом потому, что здесь есть логика. Каждый из нас, наблюдая за нашим миром, начинает понимать, что этот мир не стихийно сложился, а его создал Высший Разум, и он проглядывается везде и всюду: и в законах природы, и в логике существования всего этого мира.

Каждый вид взаимосвязан с другими видами. Также просматривается логика пребывания царского разума в человеке, которому Господь вручает заботу о земле, завещает возделывать ее. Действительно, все это удивительно видно и замечается.

Зачем Господь сотворил эту землю? Когда мы рассуждаем об этом, думаем, что Господь творил ее потому, что Ему было грустно. Нет, конечно. Господь самодостаточен, в Нем полнота блаженства, полнота жизни, и Господь есть, был и будет. Но по Своей доброте и милости Он вызывает из небытия к бытию, сотворяет этот мир, чтобы мы увидели красоту Божественной десницы, и прикоснулись к тому великому блаженству, которое Господь дает уже здесь, на земле, если человек правильно наполняет свою волю, но больше всего Он даст в вечности.

Какова любовь Божия! Он не захотел Сам пребывать в Себе, но Он делится с человеком Своей красотой, добротой, удивительностью. И мы сами понимаем, что жизнь – это то удивительное, что Господь дал человеку. Лучше жизни, говорят мудрые, может быть только жизнь. Лучше жизни ничего не может быть. Поэтому человек все делает для того, чтобы сохранить свою жизнь, направляет большие средства, которые зарабатывает, на то, чтобы ее продлить. Насколько ему это удается? Конечно же, все в руках Божиих, но Господь, видя стремление и борьбу человека, дает ему возможность почувствовать красоту этой жизни и этого мира.

Куда бы мы ни поехали, мы восхищаемся прекрасным летом, замечательной зимою, удивительной осенью и вдохновляющей весною. Все времена года очень симпатичны, мы любуемся горами и морем, удивляемся бездне океана, поднимаемся выше облаков и видим красоту того мира: где-то там, за облаками, тоже есть своя красота – прекрасная, замечательная. Все это не может не радовать человека. Мы всегда вдохновлены, когда встречаемся с этим удивительным, Богом сотворенным миром.

Господь творит эту землю и создает этот мир Своей Божественной десницей или Своим словом. Библия так и начинается: В начале сотворил Бог небо и землю. Конечно, святые отцы говорят, что это не то небо, которое мы сегодня видим, и не та земля, по которой мы сегодня ходим. Небо – духовный мир, земля – видимый мир. И когда Господь сотворил эту землю, это была такая масса, в которой были перемешаны все стихии: и вода, и земля, и огонь, и воздух – они не были еще облечены в какой-то определенный вид.

Когда мы говорили о невидимом мире, мы сказали, что и у воды, и у огня, и у всех четырех стихий есть свой ангел, который управляет ими. Они не стихийно действуют, а Господь управляет всем этим миром. Как говорит Священное Писание, Бог управляет этими стихиями через Своих ангелов.

Если мы говорим о первоначальной стихии, то она была такой: неустроенной, необразованной, и Дух Божий носился над нею, как бы приводя ее в определенное состояние. Святые отцы говорят: как птица сидит на яйце и дает ему жизненную силу, чтобы из него вышел птенец, так и Дух Божий носился над всей этой стихийной массой, чтобы уже затем приступить к дням творения.

Многие задаются вопросом: почему так происходит, почему Господь не сотворил весь мир сразу из первоначального вещества? Почему есть определенные дни творения? Мы знаем, что в течение шести дней Он создает этот мир, а в седьмой день почивает, настает день покоя. Почему Господь не сразу, не в один день, не одним Своим мановением, не одним Своим словом создает этот мир? Конечно, Господь мог это сделать. Святые отцы говорят, что Господь показывает очень мудрую вещь: во всем должен быть порядок и закон, ибо тогда виден высший разум. Стихийно – это необдуманно.

А вот когда все создается по закону и порядку, то и в мире виден этот порядок, что Господь создает этот мир. Поэтому Господь и вкладывает в этот мир определенные законы и порядок, что за чем идет, с чего Он начинает и чем заканчивает. Что является венцом творения Божия? То есть Господь вкладывает Свой Божественный разум в творение этого мира, и мы видим Божественную десницу, и Божественный разум открывается для нас настолько, насколько мы может его воспринять. Это великая тайна. Тайна и милосердия, и премудрости Божией. Удивительно, что, наблюдая за этим сотворенным миром, мы открываем для себя Самого Господа. Есть такая пословица, что через дела познается человек. Через дела Божии открывается для нас Господь.

Итак, первый день творения. Мы с вами сказали, что Господь создает этот мир – и получается некое вещество, в котором еще не было света, а была тьма. Над этой бездною, буквально во тьме, носился Дух Божий. Господь вначале создает свет, который наполняет землю. И уже мы видим, что с первого момента Господь определяет сутки, которые включают в себя и светлое время – день и ночь: И был вечер, и было утро: день один. То есть мы уже просматриваем, что Господь выделяет свет из этого вещества, уже появляется время суток и определяется некое временное пространство. Или в пространстве определяется суточное время.

Затем, уже во второй день, Господь творит небо – твердь небесную. То небо, которое мы видим. Свет наполняет воздух, и как бы появляется кружево над землей, в котором очень четко отделяется дальнейший мир. Это небо, которое защищает нашу землю. То есть Господь во второй день сотворил небо.

А в третий день Господь отделяет воду от суши. Это удивительно. Вся бездна – такое бесформенное вещество, и Господь отделяет от твердого вещества воду. И вода наполняет реки, различные источники, скапливается под землей, собирается в огромные водоемы, которые затем получают название «море». Затем появляется суша, и Господь дает повеление: Да произрастит земля зелень. И земля наполняется всякой зеленью, обладающей невероятнейшей красотой.

Конечно же, еще не было достаточно света – и свет был не такой, каким он должен быть. И тогда Господь собирает свет в определенные светила. Это уже день четвертый. В четвертый день Господь собирает свет в солнце – и солнце озаряет землю днем; забирает свет в луну – и луна озаряет землю ночью. И образуется множество светильников, которые мы называем «звезды». Они также озаряют нашу землю. И земля в четвертый день приобретает такой удивительный, замечательный вид. Уже есть водные источники, реки, море, суша с зеленью. Это небосвод, который днем озаряется солнцем, а ночью – луной и многими-многими звездами небесными, которые подчеркивают такую удивительную Божественную красоту.

Мы любуемся солнечным днем и не менее любуемся луной, которая озаряет ночью нашу землю, любуемся звездами и смотрим, как это огромное количество звезд выстраивается в различные формы, украшая небо. Нет там никакой стихийности. Там есть определенные формы, знаки, которые также свидетельствуют о Высшем, Божественном разуме. Все это настолько удивительно красиво, что не может не радовать каждого из нас.

В пятый день Господь создает разных рыб и водоплавающих, а в воздухе уже появляются птицы небесные. Это тоже удивительно, потому что вода и воздух наполняются различными водными животными и птицами, которые, конечно же, являются украшением и богатством нашей земли.

В шестой день Господь творит уже всяких четвероногих и пресмыкающихся и в то же время тех гадов, которые ползают по земле. То есть Господь наполняет эту землю различным животным миром. И в последний день Господь творит человека как венец Своего творения, как того, кому Он даст в наследие эту землю: ее возделывание, управление всем животным миром, который сотворил Господь.

Удивительная история, которую нам повествует Священное Писание. Она находит сейчас подтверждение в различных открытиях ученых. И ученые по сей день говорят: как премудро Господь сотворил эту землю. Действительно, мы имеем Божественное откровение. Мы не раз говорили, что у нас два откровения: первое – через Священное Писание, когда Господь открыл человеку все о Себе, о Своем замысле, о том, что необходимо для нас и нашего спасения. Это откровение мы называем еще «сверхъестественное откровение».

А естественное откровение – это удивительный видимый мир, который Господь сотворил. Если человек наблюдает за этим миром, то ему Господь открывается во всей Своей красоте и премудрости. Это удивительный мир.

Мы видим, насколько все в этом мире взаимосвязано. И какие бы эксперименты ни проводил человек, если он не учитывает Божественный замысел, у него все идет не так. Если он потребительски относится к этому миру, тогда мы видим, как мир меняется, как сама земля меняется не в лучшую сторону, потому что мы не очень должно относимся к нашей земле.

Вырубают леса – меняются русла рек. Меняют русла рек – высыхают леса. Все взаимосвязано. Если человек начинает нерационально использовать космос, нашу землю, тогда мы видим, как изменяется природа, погода, и мы не можем предсказать всех тех изменений в природе, которые приносят бедствия человеку. Господь даже дал нам подсказку. Чтобы этот мир не приносил нам никаких переживаний, трагедий, мы должны вникать в тайну не только Промысла Божия, но и тех законов, которые Господь вложил в эту жизнь. Наблюдая за ними, мы уже можем правильно использовать этот мир и направлять его ко благу.

Здесь видна премудрость Божия. И каждый из нас должен быть благодарен Господу за то, что Он дал нам возможность увидеть великую тайну этого мира. Очень глубоко о Творце и Создателе этого мира говорит святитель Тихон Задонский. Я зачитаю вам его замечательные слова, которые он обращает к Творцу и Создателю этого мира.

«Многое я Тебе, Господи Боже, должен, – взывает в келье своей святитель Тихон Задонский. – Не было меня, и вот я есть и живу, как и прочие люди. Ты, Господи, благоволил мне быть и между делами рук Твоих считаться... Сотворил Ты меня не бездушною тварью, не скотом, не птицей, не рыбой, не каким-нибудь бессловесным животным, которое живет, но блаженства своего не понимает, а сотворил разумным человеком, поэтому я могу познать и разуметь, что я от Тебя начало бытия и жития своего имею…

Не могу я без света жить и передвигаться: светила Твои – солнце, луна и звезды светят мне. Не могу я без огня жить: огонь Твой согревает меня и варит пищу мою. Не могу я без воздуха ни живым, ни здоровым быть: воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. Не могу я без пищи быть: щедрая Твоя рука, Господи, подает мне пищу. Не могу я без воды быть: благость Твоя, Господи, произвела ради меня источники, реки и озера, и водой из них я утоляю жажду и омываюсь. …Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? (Пс. 115,3)».

Вот с такой благодарностью обращается к Творцу святитель Тихон. И каждый из нас должен именно так воспринимать нашу жизнь, наше земное существование, потому что Господь дал нам все необходимое – во всей полноте и красоте. А все остальное зависит от нас, наших трудов и произволения.

Господь проявил Себя во всей красоте и могуществе, когда сотворил мир. «Надобно быть Великому, Который так великую машину из ничего сотворил, – любомудрствует святитель Тихон. – Надобно быть Премудрому, Который премудро все сотворил: вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24). Надобно быть Доброму, Который вся добрая сотворил.

Кто подал свет солнцу, луне и звездам, Тот Сам в Себе непременно есть еще лучший Свет. Кто подал разум человеку, Тот Сам непременно имеет лучший разум. «Якоже убо из книги разум сочинителя, и из здания мудрость архитектора, и из теплоты огнь познается; тако из созданий познается Создатель».

Действительно, мы познаем нашего Создателя, Его премудрость и доброту при соприкосновении с этим удивительным Божественным миром. И конечно, открывается эта красота, премудрость и, самое главное, доброта. Когда мы видим этот мир, удивляемся, восхищаемся его нерукотворной красотой, нас посещают только добрые и благие мысли. Мы становимся совершенно иными.

Наверное, очень важно каждому из нас бывать на природе, выезжать из города, который в какой-то степени однообразен, суетен, который расточает нас в этой жизни. Наполняет нас глубина и красота Божественного мира. И когда мы соприкасаемся с этой живой природой, мы восхищаемся Божественной премудростью, тем, насколько разнообразно Господь создал мир, человека.

Мы все очень разные и не похожи друг на друга, как не похожи деревья, животные, горы – весь мир очень и очень разный. Здесь видно, что Господь хочет не только нас утешить, но и вдохновить, чтобы мы принесли пользу этому миру, наполняя его и проявляя лучшие стороны своей свободы, воли, талантов, чтобы этот мир становился и лучше, и прекраснее, чтобы через каждые наши действия открывался Божественный разум и великая милость Божия. Потому что от дел наших познается Бог и делами нашими хулится имя Божие. Поэтому каждое наше дело должно быть обдуманным, мудрым, добрым. Господь показывает нам пример через творение этого мира.

Вот такая удивительная тема, которую мы с вами сегодня подняли. Следующая наша беседа будет о сотворении человека, потому что мы должны особенно поговорить о человеке, его бессмертной душе. Следующую передачу мы как раз и посвятим тому, что Господь творит человека как венец всей природы: каким образом Он творит; как и что Он влагает в человека; как человек воспринял эту жизнь, чем он занимался в раю и как живет его бессмертная душа; есть ли подтверждения его бессмертной души в нашей жизни.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать