«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 15

4 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы с вами продолжаем наши огласительные беседы. Сегодня будем говорить о десятом члене Символа веры.

В прошлый раз мы говорили о девятом члене Символа веры, в котором звучат слова о нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви: «Верую… Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Говорили о значении Церкви, значении послушания Церкви, о том, что «кому Церковь не Мать – тому Бог не Отец», потому что Церковь есть Тело Христово, а Главой Церкви является Сам Христос.

Сегодня будем говорить о десятом члене Символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Удивительные слова! Они относятся не только к таинству Крещения, но и ко всем семи таинствам, которые есть в Церкви.

Мы с вами еще будем говорить о таинствах в отдельной беседе, потому что каждому из них нужно уделить особое внимание, а не просто сделать краткий обзор, который предлагает нам десятый член Символа веры.

Сегодня мы поговорим о таинстве Крещения, которому посвящены замечательные слова Господа нашего Иисуса Христа: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет.

Крещение – это начало духовной жизни; происходит рождение человека от воды и Духа. Он рождается в подлинно новую духовную жизнь.

Мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов»: как человек рождается единожды, так только единожды можно креститься. В большом заблуждении пребывают люди, которые крестятся по нескольку раз. Не может человек рождаться несколько раз. Он рождается единожды из утробы матери и единожды – от воды и Духа.

Нам необходимо до конца сохранять благодать, которую мы получаем в таинстве Крещения. В этом таинстве человеку прощается множество грехов, и он рождается для духовной жизни.

Каждое таинство имеет великую благодать Духа Святого, определенные тайносовершительные действия и слова. Священнослужитель совершает таинство видимо, а десница Божия в это время невидимо касается каждого человека, и через нее передается благодать Святого Духа, которая действует в человеке, обновляет, изменяет его, дает ему спасительный потенциал. Этот потенциал помогает человеку преодолеть все физические трудности и духовно возрасти до такой степени, чтобы быть не только достойным членом Церкви, но и войти в вечную жизнь.

Многие задают вопрос: «Почему Дух Святой действует только через определенные обряды, действия священника, молитвословия, какое-то последование? Почему не так: пришел человек в церковь – и благодать Божия коснулась его?» Так Господу было угодно.

Каждый из нас кроме души имеет тело; оно требует определенной наглядности, убедительности, каких-то действий, которые заставляют нас задуматься, воодушевляют, приводят его к участию, не только душу. Поэтому существуют определенные действия, которые направлены на наше участие в церковной жизни.

Сегодня некоторые говорят: «Я верю в душе». Но мы живем не только душой, а еще и телом. Вера требует участия и нашего тела. Поэтому есть последования, определенные молитвословия, через которые нас касается десница Божия. Как в школе: когда ученикам рассказывают о каких-то вещах, дают детям образование, то используют наглядные пособия, чтобы лучше усваивался материал. Так и здесь есть необходимость, чтобы мы полностью – телом и душой – участвовали в таинствах. Поэтому они имеют определенные последования, слова.

Если соблюдается определенный порядок, то и таинство совершается. Есть определенные условия, чтобы совершилось таинство. Первым условием является наша вера: без веры невозможно ничего совершить. Помните, в Священном Писании рассказывается о том, как Господь исцелял людей? Он всегда подходил и спрашивал человека: «Веришь ли ты, что Я тебя исцелю?» Верую, Господи! помоги моему неверию.

Почему Господь спрашивает: «Веришь ли ты?» Чтобы человек приглашал Господа прийти и совершить это удивительное действие благодати Святого Духа, которое изменяет, исцеляет человека, обновляет не только его тело, но и душу. При этом должны быть и вера, и согласие человека.

Почему должно быть согласие? Потому, что Господь никогда ни к кому не приходит насильно. Бог ничего не навязывает человеку. Он всегда желает, чтобы человек сам, совершенно свободно, принимал то, что дает ему Господь.

Почему Господь сказал: просите, и дано будет вам? Просить – это значит приглашать Господа, чтобы Он пришел и помог нам в трудностях, послал благодать Святого Духа. Поэтому Господь всегда спрашивал:

– Веришь ли ты?

Верую, Господи! помоги моему неверию.

– Веруешь, что Я исцелю отрока твоего?

Верую, Господи!

И Господь всегда говорил: вера твоя спасла тебя.

Человек, который приступает к таинствам (это не какая-то магия – это действие благодати Святого Духа), обязательно должен иметь веру. Тогда таинство совершится над ним.

Какое второе условие, чтобы таинство совершилось? Таинство должно совершиться правильно.

Третье условие: таинство должно совершаться священнослужителем, который имеет апостольскую благодать. Мы говорили о том, что Церковь называется Апостольской, потому что священство принимает благодать от святых апостолов, которые получили благодать Святого Духа в день Пятидесятницы. Эта благодать передается от святых апостолов через возложение рук (сейчас мы называем это рукоположением) даже до сегодняшнего дня епископам, а епископы уже поставляют священников и диаконов на служение в Церкви Христовой.

Таинство должно совершаться при таких условиях: первое условие – вера человека, второе – правильное совершение таинства, третье – истинность священства служителя, который совершает это таинство.

Если говорить о семи таинствах Церкви, то мы понимаем, что главным таинством является таинство Святого Крещения. Крещение – это рождение. Если человек не рожден для Церкви и Господа, то тогда он не живет в Церкви, потому что в ней может жить только тот, кто родился для нее. Некрещеный – для Церкви нерожденный человек, а крещеный – рожденный: он усыновляется Господом.

В таинстве Крещения звучат такие слова: «Сын и наследник будет». Значит, крещаемый может принять то, что дает Отец Небесный.

А что дает Господь в наследство? Он дает в наследство жизнь вечную. А что такое таинства Церкви? Таинства Церкви помогают человеку возрасти до уровня этой вечности. Без них человеку невозможно справиться ни со своими грехами, ни с недостатками. Без таинств человек не может соединиться с Богом, чтобы жить в Нем и пребывать с Ним в вечности.

Тот человек, который принимает крещение, имеет право приступать и ко всем другим таинствам.

Что такое таинство Миропомазания? В этом таинстве человеку дается особая благодать Святого Духа. Он получает дары Святого Духа, перед ним открывается широчайшая перспектива. Некоторые говорят: «Почему с нами всего этого не происходит?» «Из-за неверия вашего», – говорит Господь. А когда крестят младенца? Тогда из-за неверия крестных родителей, которые формально поучаствовали в таинстве Крещения, но не позаботились о духовном возрастании и воспитании своих крестников. Они давали обещание и клятву перед Господом в таинстве Крещения за того младенца, которого держали на руках.

А если кто будет веровать и креститься, спасен будет: тому, кто с верою приступил к этому таинству, оно приносит спасение.

Все таинства совершаются священнослужителями, а таинство Крещения в исключительных случаях может быть совершено и мирянином, но при соблюдении следующих условий. В случае смертельной опасности младенца или взрослого человека (если рядом нет священника, а человек при смерти и имеет желание креститься) может покрестить и мирянин, произнеся правильную формулу, потому что крещение совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Эту формулу должен знать каждый. Например: «Крещается раб Божий (имярек: называется имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

Например, в роддоме каждый христианин (медсестра или врач), находящийся непосредственно с умирающим ребенком, может взять водичку (лучше, если это будет крещенская водичка, а можно и простую), произнести эту формулу и покрестить ребеночка. Тогда тот войдет в чин тех, которые рождены для Церкви Христовой через таинство Крещения.

Поместные Соборы Церквей толкуют о том, что крещение может быть совершено, даже если нет воды: например, в пустыне – через песок (человек посыпается песком). Если человек (или его родные) изъявляет желание принять крещение, то он должен обязательно креститься – и через это войти в вечную жизнь.

Таинство Миропомазания тоже имеет определенную формулу. Сегодня у епископа нет возможности возлагать руку на каждого крещаемого, поэтому в Церкви варится миро (его варит Патриарх), через которое передается благодать Святого Духа. Ребенок или взрослый, который принял крещение, должен обязательно помазаться святым миром в таинстве Миропомазания. Если определенная формула – тайнодейственные слова – произносится в этом таинстве правильно, то оно совершается.

Следующим таинством является таинство Покаяния (в повседневной жизни мы часто называем его исповедью). Исповедовавшись, человек получает отпущение грехов. Это таинство было установлено Господом, который сказал: …приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. То есть у священнослужителей имеется власть прощать и не прощать грехи.

Священнослужитель не обязан всегда прощать грехи, но если он видит чистосердечное раскаяние человека, его желание исправить свою жизнь, тогда он произносит определенную формулу – и грехи человека прощаются и разрешаются. А если священнослужитель не видит желания человека исправляться, то он может и не произносить эти слова.

Люди очень часто приходят в смущение: «Батюшка, одни и те же грехи!» Конечно, таинство Покаяния предполагает, что мы изменим свою жизнь, но грехи бывают вольные и невольные. Не нужно смущаться исповедовать свои грехи. Как мы принимаем душ, омывая телесную нечистоту, которая соприкасается с нами, так мы омываем свою совесть, когда приступаем к таинству Покаяния. Не нужно здесь никакого смущения. Священник является только свидетелем, а прощения мы просим у Бога.

Следующее таинство – это таинство Евхаристии, или Святого Причастия. Человек причащается Святых Тела и Крови Христа Спасителя. Происходит пресуществление: благодать Духа Святого касается вина и хлеба – и мы причащаемся Тела и Крови Христа Спасителя. Это великая тайна, через которую мы становимся членами Церкви Христовой, частицей Самого Тела Христова. Мы соединяемся со Христом (причастились – стали частью Самого Христа), становимся участниками Его страданий, крестной смерти, Воскресения, Вознесения – и тем самым освящаемся и становимся наследниками жизни вечной.

Господь через это таинство вводит человека в вечную жизнь. Не случайно Он говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. А кто не ест и не пьет, тот не имеет жизни вечной. Поэтому это основное таинство в нашей жизни, к которому должны приступать все православные христиане без исключения.

В этом таинстве также есть определенные тайносовершительные слова. Оно обязательно должно быть совершено правильным последованием истинным священником или епископом (священнослужителем, который имеет апостольское поставление). Мы должны приступать к этому таинству с глубочайшей верой, без всякого сомнения, потому что основанием для его совершения являются слова Самого Господа, которые запечатлены в Священном Писании.

Следующее таинство – это таинство Священства, поставление священнослужителей в их чин через рукоположение. Это таинство может совершать только епископ (у него есть право совершения всех семи таинств, а у священника – только шести). В руках епископа сосредоточена полнота церковной жизни, благодати, судебной власти, поэтому он имеет огромное значение в Церкви.

Епископ сам обладает апостольской благодатью и имеет право передавать ее другим, которых поставляет во епископы, диаконы и пресвитеры. Это таинство тоже имеет определенный чин. Тот, кто приступает к нему с верой, получает апостольскую благодать.

Следующим таинством является таинство Брака. Удивительное таинство, в котором муж и жена соединяются и благословляются на совместную жизнь для продолжения рода человеческого. Одна из заповедей Господа, которая запечатлена в первых строках Священного Писания: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Господь дает нам послушание, чтобы мы наполняли людьми эту землю. При этом Он благословляет нас, дает такую полноту, которая объединяет людей в плоть едину, делает их единомышленниками.

Мы должны приступать к этому таинству со страхом и трепетом. Единомыслие дается только тем, кто приступает к таинству Брака с верой.

Многие задают вопрос: «Почему сейчас не происходит такого единения, которое имели люди в прежние времена?» Потому, что без веры приступаем к этому таинству: ради традиции, обычая. А многие сегодня вообще не приступают к нему – поэтому браки становятся неустойчивыми, а дети несчастными, они теряют живых родителей (либо отца, либо мать, либо обоих родителей), которые не хотят нести ответственность за семью после исполнения заповеди о продолжении рода человеческого.

Последнее – седьмое – таинство, о котором мы должны сегодня сказать, – это таинство Елеосвящения. Замечательное таинство, которое совершают священнослужители для того, чтобы человек получил исцеление. Святой апостол Иаков говорит: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго. Апостол Иаков четко говорит: молитва веры спасет болящаго. Если больной совершает молитву с верой и воспринимает ее, то она спасет его: даст ему исцеление, возможность вновь в полноте совершать свое земное служение.

Это действительно великое таинство, во время которого священники помазывают больного елеем, соединенным с вином, семь раз – и совершаются чудеса. Многие люди, которые были на пороге смерти (у них не было сил, чтобы дальше жить), после соборования потихоньку начинали чувствовать обновление организма: немощь уходила, и они продолжали жить.

Одна раба Божия рассказывала мне, что она в 30 с лишним лет умирала, целый год не вставала. Потом пригласили священника, который пособоровал ее, причастил – и потихоньку она встала.

Она говорила: «Когда мне было 30 с лишним лет, доктора сказали, что я и года не проживу, а мне уже сто с лишним – и еще жива». Умерла она, когда ей было 104 года.

Господь по вере дает человеку очень многое: исцеляет не только его душу, но и тело. Исцеление подается за счет прощения, как говорит нам Церковь, забвенных грехов, которые мы совершили.

В удивительном десятом члене Символа веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Если человек родился для духовной жизни, он может приступать ко всем таинствам, которые будут давать ему благодать Святого Духа. Через эти таинства десница Божия будет касаться каждого человека, который с верою будет приступать к ним.

Дорогие мои! Мы должны быть очень внимательны. Особенно когда говорим о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, о таинствах, которые в ней совершаются. Очень важно, чтобы Церковь была Апостольской, а не еретической, раскольнической. В наше лукавое время появляются многие раскольники, которые не имеют благодатного посвящения, поэтому не имеют права совершать таинства Церкви. Они могут их совершать, но от этого не будет никакой пользы, даже если человек будет иметь глубочайшую веру.

Самое главное, чтобы было истинное священство, как мы уже говорили, наша глубочайшая вера и правильное молитвенное последование, которое совершается священнослужителем. Тогда таинство будет приносить огромную пользу каждому человеку.

Далее мы с вами приступим к одиннадцатому члену Символа веры: «Чаю воскресения мертвых». Будем говорить о вечности, потому что сегодня не каждый человек имеет веру в нее. Тот, кто не имеет веры в вечность, не стремится к ней.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать