«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Шестая заповедь Закона Божия

16 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы будем говорить о шестой заповеди Закона Божия: «Не убий». Прошлая беседа была посвящена пятой заповеди Закона Божия о необходимости почитания отца и матери, то есть своих родителей, тех, что явились виновниками нашей жизни. И, конечно же, за исполнение этой заповеди Господь дает и награду, дает обетование и долголетие: «и благо тебе будет и долголетен будешь на земле». То есть Господь благословляет человека долгими годами жизни за то, что он почитает своих родителей.  В то же время, конечно же, не получает человек блага и благословения от Господа, если  не почитает своих родителей, не относится к ним так, как повелевает Господь.

Сегодняшняя заповедь Закона Божия очень важная – «Не убий». Господь дает жизнь человеку; и не просто дает жизнь, Он дает ее для радости. И коль Господь дает жизнь человеку, Он может только и прекратить эту жизнь, то есть призвать человека к другой жизни – вечной. Поэтому никому не дается права лишать человека жизни. Бог есть любовь, и каждый человек должен стремиться жить по образу и подобию Божию. И стремиться также к любви, подражать Господу в любви. Поэтому самая важная заповедь, которую Господь дает нам, – возлюби Господа Бога твоего всей душой и всем сердцем, всем помышлением твоим и ближнего своего, как самого себя.

Конечно, каждый из нас стремится к жизни, борется за жизнь, потому что лучшим в этой жизни может быть только сама жизнь. Это  самое ценное, что есть у человека. Многие борются за жизнь, отдают все свое богатство для того, чтобы продлить жизнь, чтобы победить какие-то немощи, которые посещают их. Жизнь – огромнейший дар от Господа, и тот, кто прерывает эту жизнь, сильно согрешает против Бога, против Закона Божия и, конечно, против того, кому он наносит такую серьезную рану. Поэтому нужно очень бережно и трепетно относиться к жизни другого человека, да и к своей жизни; самоубийство тоже является великим грехом: человек покушается на то, что принадлежит Богу. А наша жизнь принадлежит Богу, и только Господь имеет право ее прервать, так как Он Сам дал эту жизнь человеку.

Конечно, когда мы говорим об убийстве, можем рассуждать, что есть и такое понятие, как защита собственного Отечества, защита своей веры (или, как говорили наши предки: за веру, царя и Отечество). То есть сохраняли самое святое, что есть и было в нашем народе. И за это отдавали жизнь свою, но здесь исполнение как раз той заповеди, в которой Господь говорит: «нет больше той любви, как если кто жизнь свою положит за други своя» (за близких своих, за Отечество свое,  детей своих, родителей). И то мы понимаем, что все равно всякое убийство наносит психологическую рану. Мы знаем, что те, кто прошел через Великую Отечественную войну, через какие-то локальные конфликты, что были и есть в сегодняшнем мире, конечно, приходят домой с сердечной болью, с душевной болью, с какими-то психологическими травмами, с которыми им приходится жить всю жизнь. Кто-то справляется с ними по милости Божией, а кто-то  не может справиться с этой болью до конца своей жизни. Убийство – это серьезный грех, за который человек несет наказание. Наказание не только судом, который имеют власти, не только судом человеческой совести – такой человек мучается всю свою жизнь, потому что совершает самый ужасный поступок, какой может вообще совершить человек.

Но ведь нужно помнить: убить можно не только определенным предметом или оружием, убить человека можно и словом, и неправдой, каким-то беззаконием, какими-то очень жесткими действиями. Поэтому ко всем поступкам Господь призывает нас относиться трепетно, с пониманием того, что мы совершаем; и ответственность лежит на каждом человеке, который косвенно или прямо убивает человека. И таких примеров бывает очень много. Например, мы знаем, что Господь дал часть Своей власти судьям. Судить может только Бог как Создатель и Творец, но Он делится властью с судьями. Мы говорили с вами, когда разбирали Псалтирь, что судьи имеют особое повеление от Господа. Какая задача стоит перед судьей? Защитить слабого, немощного, потому что богатый сам себя защитит, священника не каждый раз позволят обидеть, а вот себя слабый не может защитить. Бедный и слабый.

И вот суд должен быть направлен на то, чтобы защитить тех, кто слабый, тех, кого обидели, а если судья человека, который совершил убийство, оправдывает за какую-то определенную мзду, то, конечно же, такой судья совершает тоже грех убийства. Конечно, такой же грех может совершить и тот человек, который укрывает убийцу. Укрывающий убийцу тоже согрешает, ведь тот человек, который совершил убийство и не получил наказание, может в своем помрачении, бесновании совершить и второе убийство. Это часто бывает, мы таких людей называем серийными убийцами, которые, уже однажды подняв руку на человека, с легкостью совершают и другое убийство. Поэтому человек, который скрывает убийцу,  также является убийцей.

Убийцей является и тот начальник, который жестоко обращается со своими подчиненными, не выплачивает им вовремя заработную плату (мы знаем, таких случаев было много в 90-е годы, когда люди были голодные и некоторые даже совершали самоубийство, потому что не могли прокормить семью, детей). Начальники, бывает, чтобы не выплачивать заработанные деньги своим подчиненным, накладывают какие-то штрафы на них, тем самым обкрадывая их, и те опять-таки не могут выжить на эти средства. Конечно, ответственны и те, кто рвется к власти, те, что не хотят выплачивать пенсию, достаточную для того, чтобы человек  мог достойно жить в старости, чтобы средств хватало и на еду, и на одежду, и на лекарства. Если этого не происходит, то, конечно, ответственность за смерть таких людей тоже ложится на тех, кто сегодня у власти. Каждый человек должен иметь и возможность работать, и зарабатывать и в то же время получать достойную заработную плату. Или какие-то наказания придумывает начальство, разлучая с семьей своих подчиненных, создавая им такие условия, которые наносят сильную боль и страдания человеку, – они тоже подвергаются наказанию и нарушают шестую заповедь Закона Божия.

Богатые, если не помогают бедным, нуждающимся и те умирают от голода, также являются виновниками и нарушителями этой заповеди Закона Божия. Мы никогда не должны забывать, что по скромной статистике порядка 10 миллионов человек в Африке и других бедных странах умирают от голода. В то же время мы видим развивающиеся страны, которые просто уничтожают огромное количество продуктов питания; правительство этих стран также несет ответственность за тех, кто сегодня находится в таком бедственном положении. Поэтому огромная ответственность у человека за тех людей, которые не имеют возможности пропитаться.

И вообще богатому человеку Господь дает богатства не просто для того, что он такой умный, способный. Мы знаем, что богатство дается в руки человеку, который имеет с этим богатством и ответственность. Богатый ответственен за бедного, то есть каждый богатый должен заботиться о бедных и о тех, кто нуждается в его помощи. А иначе за смерть и  детей, и  взрослых, которые не могут получить достойное медицинское лечение и умирают от этого, богатый будет отвечать перед Богом. За то, что  не оказал нужную помощь бедным людям. Мы должны помнить, что какой-то баланс должен быть в нашем государстве,  если богатые (или корпорации) тратят огромные деньги на различные спортивные клубы, развлечения, корпоративы и прочее и при этом не заботятся о многих людях, которые нуждаются в медицинской помощи, одежде, еде. Поэтому, конечно, богатый человек всегда будет иметь ответственность перед Богом, и он не напрямую, но косвенно нарушает шестую заповедь Закона Божия: «Не убий».

Конечно, мы можем говорить, что нарушает эту заповедь тот человек, который  живет по своей скупости, то есть либо себя морит голодом, либо создает какие-то невыносимые условия жизни лишь потому, что не хочет потратить лишнюю копеечку для необходимых условий. Он также нарушает эту заповедь Закона Божия. Также нарушает эту заповедь тот человек, который подвергает себя каким-то страшным порокам. Например, пьянству, наркомании, игромании, которые приводят к смерти. Господь всячески стремится оградить человека от всех непотребных поступков, которые либо напрямую, либо косвенно приводят к убийству. Поэтому и наказание бывает за этот грех явное, в этой жизни.

Но вообще надо помнить, что тот человек, который совершает этот грех,  сам себя наказывает, потому что совесть человека всегда бодрствует, она напоминает человеку об этом грехе, и человек начинает мучиться. Более того, много различных случаев и рассказов имеется в житиях святых, и мы из своей священнической практики можем тоже многое рассказать. Было время 90-х годов, когда убийство было распространено; были киллеры, которые убивали людей, и был передел собственности, кто-то кому-то мстил, кто-то у кого-то что-то забирал и нанимал наемных убийц. Мы знаем из нашей практики, что такие люди хотя и каялись и осознавали потом свою вину, но не могли уже жить спокойно. Им всю ночь снились кошмары. Являлись те люди, которых они убили, с такими изумленными лицами, что запечатлелись в их памяти во время убийства, поэтому эти люди не могли найти  себе покоя.

Об этом и рассказывают жития святых. Рассказывает преподобный Зосима, как к нему пришел один человек и сказал: «Отче, возьми меня в монастырь на покаяние, на молитву, я совершил очень много убийств». Тот взял его, облачил в иноческие одежды, дал ему послушание, и он в течение многих лет очень строго подвизался, и постился, и молился. Но по прошествии нескольких лет (по-моему, семи) монашеского подвига он пришел к преподобному и говорит: «Отче, возьми эти монашеские одежды, я ухожу из монастыря». – «Что случилось?» – «Те люди, которых я убил, постоянно являются мне, я вижу их лица не только тогда, когда отдыхаю, но вижу их на молитве, вижу их в церкви, и этот грех не может меня никак отпустить, моя совесть не может успокоиться. Я должен получить достойное наказание за эти грехи».

Он затем сдался властям, и власти его приговорили к смертной казни. И только тогда этот человек получил успокоение, то есть человек не может сам по себе успокоиться, когда он совершает этот грех, а когда его наказывают или осуждают на какой-то тюремный срок, он получает через это наказание избавление от мучений совести. Поэтому убийцы очень часто сами не могут скрыть свой грех и после некоторого времени мучения  все равно приходят и сдаются властям, говорят о своем грехе, получают наказание – и так успокаивается их совесть. Но и когда убийца хочет скрыть свой грех, все равно как-то происходит таким образом, что даже неодушевленные предметы или животные начинают свидетельствовать о человеке, который совершил грех убийства.

Например, описывается, как одного человека с целью ограбления убивает разбойник (а этот человек был с собакой), отнимает у него все богатство, уходит, а собака остается рядом с трупом своего хозяина до тех пор, пока его не нашли, не предали земле. Затем эта собака побежала с тем человеком, который предал земле убитого. А это был гостинник, который имел гостиницу, и собака осталась жить при гостинице, она была очень ласковая, всех гостей встречала, провожала, все ее любили. И вот один раз приходит тот человек, который убил ее хозяина, и вдруг собака совершенно изменила свое поведение, стала лаять, нападать на этого человека, никто не мог ее удержать. Тогда все заподозрили этого человека, что он что-то сделал плохо ее хозяину. И действительно, когда отдали судье этого человека, провели следствие, он признался в убийстве. Таким образом, даже животное показывает на убийцу.

Был другой случай. Описывается опять-таки в духовных книгах, что напал разбойник на человека с целью его ограбления и стал убивать его, человек просил его: забери все мое богатство, только не трогай меня. Но тот был неумолим, стал наносить ему последний удар и в это время услышал колокольный звон. И этот человек-убийца, разбойник не мог выносить колокольного звона. Так как до революции не было ни деревни, ни города без храма и везде слышался колокольный звон, то он не мог себе найти покоя – каждый удар колокола напоминал о том беззаконии и грехе, что он совершил. Он стал мучиться и не мог найти себе покоя, поэтому тоже сдался властям и получил должное наказание за свой грех.

На другого человека напали два разбойника, он тоже  сказал: заберите все, что я имею, только не трогайте меня. Но они были неумолимы, стали избивать этого человека; в это время летели журавли, и он призвал журавлей: будьте свидетелями моего убийства. И когда эти люди убили странника, а затем пошли в гостиницу, чтобы поделить награбленное, журавли прилетели на крышу этой гостиницы и стали громко кричать. Один другому говорит, рассмеялся: «Они прилетели, чтобы обличить нас, но у них ничего не получится, никто не узнает, как мы убили этого человека». В это время проходил мимо двери этого номера гостинник, он и сообщил об этом властям.  И у них нашли вещи, которые принадлежали убитому. Так они себя определили, что  действительно были причастны к этому убийству.

То есть Господь всячески показывает грех, он не остается незамеченным. Много случаев, когда люди просто сходят с ума после того, как совершают этот грех. Они видят свои убийства, и затем происходит помрачение ума, а некоторые даже в истории и умирали после этого – не могли пережить грех, который они совершили по отношению к своим близким или по отношению к своим подчиненным. Потому что за то, когда убивают невинных людей, Господь дает сильное наказание.

Известен также евангельский случай, когда царь Ирод  убил Иоанна Крестителя.  Саломея, дочь Иродиады, просила на блюде принести его главу. И когда они были сосланы в ссылку, мы знаем о том, что Саломея провалилась под лед, когда шла по реке; лед стиснул ее голову, туловище осталось в воде, а лед отрезал голову. Затем голову ее принесли Иродиаде. Так они понесли наказание за грех.

Если кто-то за такое не понес наказание явным образом, то наказание последует впоследствии.

Мы должны очень бережно относиться к жизни других людей, стараться и всячески стремиться поддерживать в них жизнь, и понимать, что можно убить не только делом, но и словом. Поэтому мы должны относиться к своим близким с любовью; стараться, если у нас есть такая возможность, помогать. Видеть людей, которые нуждаются в нашей помощи. Если мы занимаем определенную должность, то должны заботиться и о своих подчиненных. Не только о себе, своей семье, но и о тех, которых Господь вручает нам, потому что всякий начальствующий будет отвечать не только за себя, но и за своих подчиненных, насколько он бережно и трепетно к ним относился. Богатый будет отвечать за бедного человека, а начальствующий за тех, кого Господь вручает в его попечение. Об этом должен помнить каждый. Очень многие  избираются – хотят быть руководителями народа, забывая о том, что великая ответственность накладывается на человека, и сам не узнаешь, как согрешишь против многих заповедей Божиих. И, конечно, тогда придется отвечать на Страшном суде Христовом.

А сейчас, дорогие братья и сестры, мы с вами будем прощаться. Сегодня мы говорили о шестой заповеди Закона Божия, впереди у нас седьмая заповедь: «Не прелюбо сотвори» – тоже очень важная, особенно в наше время, и о ней мы будем подробно говорить в следующей передаче. Храни вас всех Господь.  

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать