Лекция 21.2. Кто такие пророки?

11 апреля 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Льстивые уста движимы не духом истины

Пророческие Писания и пророческая жизнь выявляют очень интересный момент. Они должны свидетельствовать перед народом, отступившим от Бога, они внутренне очень остро переживают это свидетельство, каждый понимает: быть возвестителем воли Божией людям, которые этого не хотят, очень сложно, ни один человек по доброй воле такой крест на себя не возложит…

Нет, мы все горим желанием пообличать в немощах наших ближних, но пророки-то не только сами жили совершенно иначе, своей жизнью воплощая, насколько это можно было, замысел Божий человеческой жизни, но они внутренне осознавали ответственность за народ.

Особенно ярко проявляется это в служении Иеремии. Пророки жалели этот народ, готовы были разделить с ним его судьбу. Эта нота была задана еще Моисеем, первым из пророков, когда на горе Синай он вынужден был просить, прекословить Богу. Когда Бог сказал: «Не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет [больше,] сильнее и многочисленнее их», то Моисей возразил: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал».

Ощущение себя частью народа, восприятие судьбы народа, беды народа как своей характерно для всех пророков. Особенно ярко это видно в плаче Иеремии над разрушенным Иерусалимом. Ему жалко людей, которые не захотели послушать Бога, его свидетельства о Боге, и этого города. Пророки не были горды и счастливы от того, что вынуждены обличать, они очень сострадательны были. И этим своим служением уподоблялись Христу, Который, умирая за наши грехи, говорит: «Господи, не вмени им греха сего, не ведают, что творят». Потому что убивали Его те же самые фарисеи, которых Он обличал.

Есть еще одна особенная боль у всех пророков. Это явление лжепророков.

Нас не должны смущать люди, которые предсказывают будущее не в Церкви, не от лица Церкви, не имея вообще никакого представления о Священном Писании, о Боге даже. Иногда предсказания эти сбываются, но это не должно удивлять. Лжепророки появились ровно тогда, когда появились пророки. Борьба пророков и лжепророков – некая константа, то есть постоянная составляющая всех Книг Священного Писания.

Но если пророк является органом Святого Духа, если он – уста Духа Божия, тогда естественно, что устами лжепророков движет другой дух. О природе этого духа мы поговорим, когда будем разбирать конкретные места из пророческих книг. Важно понять, что это не дух истины, а дух лжи, то есть можно лжепророчествовать, можно двигаться духом лжи, чтобы обольстить, запутать и отклонить человека от истины. Это один момент. А второй – лжепророки всячески льстят своим слушателям, они говорят вещи приятные. То есть, когда мы слышим свидетельства как бы от Лица Бога произносимые и эти слова очень льстят нам, тешат наше самолюбие, успокаивают нашу совесть, то очень может статься, что уста эти движимы не духом истины.

Апостол Павел, как я уже говорил, свидетельствует, что «все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть».

То есть Бог есть Свет, и Его присутствие нас обличает, показывает нам наши недостатки, наши неправедности, грехи, ошибки. Поэтому святые отцы и подчеркивали, что человек узнается более всего по покаянию, смирению, сокрушению в своих грехах. Человек же, впадающий в прелесть, обольщенный духом лжи, не видит собственных недостатков, а видит только чужие. На эту тему есть известная притча о мытаре и фарисее: как мог заблуждаться человек именно потому, что он был в прелести (от слова «лесть»): он был духом лжи проникнут, все в нем было неправильно. Это общая беда очень многих фарисеев, которые в конце концов и распяли Христа потому что, даже не обличая их словами, Он одним своим видом, присутствием Своим, Своей любовью и милосердием был для них невыносимым огнем, так как разрушал их спокойное самоуверенное отношение к самим себе.

Вот и на страницах пророческих Книг видно, как пророки обычно предсказывают неприятности, а лжепророки, наоборот, приятности. Им, разумеется, верят с большей охотой. В одном эпизоде говорится: «есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, – отвечал Ахав, – но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это – Михей, сын Иемвлая». А лжепророков звал, потому что они как раз говорили то, что нравится.

Надо понимать, что лжепророки могут быть откровенными лжецами, придворными льстецами или попросту шарлатанами, а могут и на самом деле считать искренне, что именно они и возвещают волю Божию. Так было и в ветхозаветные времена, так и сейчас. Ничего, по большому счету, в мире не изменилось, и сейчас действует дух лжи, и сейчас вполне могут быть лжепророчества и ложные чудеса и знамения. Поэтому и апостолы молились, и Церковь молится, чтобы были люди, которые имеют дар различать духов и отличать, какое пророчество ложное, а какое неложное.

Откройте сердце Богу…

Мы переходим непосредственно к Книге пророка Исаии. Надо сказать, что среди корпуса Книг Священного Писания, ветхозаветных Книг, есть Книги четырех так называемых «больших» пророков. Они называются так, поскольку их пророчества по всем основным пунктам земной жизни Иисуса Христа – Сына Божия, обещанного Мессии, по глубине откровения, постижения дела, которое сделал Христос, необыкновенны. Такое откровение о взаимоотношении Бога и его народа, предсказание о том, что принесет Христос на землю, ни у кого, кроме как у великих пророков, не встречается.

К великим пророкам относятся Исаия, Иеремия и Иезекииль. К ним примыкает пророк Даниил, но его писание несколько особое, отличается от всех остальных. Кроме них, еще есть 12 «малых» пророков. Некоторые книжечки – совсем маленькие, по 3 – 4 главки. Но их влияние на судьбы Ветхого Израиля тоже нельзя недооценивать. Они обычно касались лишь некоторых фрагментов жизни Иисуса Христа, некоторых особенностей Его служения. И их проповедь сама была явлением не целожизненным, порой случайным для них самих. Например, пророк Иона был послан Богом в город Ниневию, выполнил миссию – призвал город к покаянию, и фактически на этом его служение закончилось. А с точки зрения мессианской, его задача была – предсказать (прообразовать, как говорится) трехдневное пребывание Христа во гробе. Но все же эпизод его служения не сравним со служением пророков Исаии, Иеремии, и поэтому он называется малым пророком.

Вернемся к пророку Исаие. Повторим определение, которое за ним закрепилось, – ветхозаветный евангелист. Жил он в VIII веке до Рождества Христова – из великих пророков по времени он первый. Евангелистом он называется потому, что раскрыл в своем писании фактически все основные события земной жизни Иисуса Христа. Сама Книга пророка Исаии проникнута Евангельским духом, вплоть до того, что там встречается обращение к Богу как к Отцу, что возможно только с Евангельской точки зрения, с очень глубокого проникновения в суть совершенного Христом.

Для начала, чтобы разговор о пророчествах Исаии был предметным, необходимо прочитать 53-ю главу его Книги. Она небольшая. Вы сами увидите, насколько точно в этих словах, сказанных за восемь веков до Пришествия Спасителя в мир, предсказаны основные моменты духовной судьбы Иисуса Христа.

Итак, 53-я глава Книги пророка Исаии:

«Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?

Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Вполне очевидны прообразы, связанные с Крестным путем Спасителя. Это и то, что Ему назначен гроб со злодеями, то есть распят как разбойник среди разбойников, и то, что Его хотели похоронить, как положено погребать распятых разбойников, то есть, просто бросить, зарыть в песок. А Он погребен у богатого, потому что Иосиф Аримафейский был богатый человек и похоронил Его в для себя приготовленном гробе. Это и то, что Он страдал за наши грехи и не отверзал уст Своих, когда его пытали, что был суд, было узилище, хотя Он не сделал никакого греха. Все эти слова пророческие очевидны каждому, кто хоть сколько-то читал Евангелие или присутствовал на Страстной седмице в храме. Но тут переданы дух, суть того служения, которое принес Христос на землю.

Глава 53-я Книги пророка Исаии помогает взглянуть на образ страдающего Христа совсем иначе. Ведь все, за редчайшим исключением, на Него тогда смотрели как на человека, оставленного Богом. Даже апостол Петр смутился, ни один ученик не остался с Ним, все над Ним глумились. В данном случае, конечно, Исаия говорит не от лица только учеников, а от той массы народа, которая стояла и смотрела, как Его мучили, как распинали, как Он умирал.

Все думали, что раз этот человек испытывает такие страдания и умирает с разбойниками, очевидно, что он оставлен Богом, что он грешен. Множество людей испытали разочарование, уныние, тоску, именно потому, что они поверили, а тут вдруг совершается такое… Были среди них те, кто сохранял веру и верность Ему в этот страшный час, но множество простых людей, конечно, переживали страшные минуты, ведь для них, поверивших, зажегшихся проповедью Христа, было невыносимо, что человек, которого они считали праведным, умирает позорной смертью от рук язычников, как разбойник. Рушился, казалось, мир, и никому в голову не приходило, что на самом деле это Он может сделать по воле Божией, принимая на себя грехи всего мира. Это только потом будет открыто.

И возникает закономерный вопрос: почему евреи (ладно бы еще простые люди, которые не читали Писания, – но фарисеи, книжники, законоучители, которые не могли не знать все эти пророчества!) не узнали Христа? Ведь Христос им впрямую говорит: «Вы знаете, вы просто не хотите принять». Он им не раз и не два говорит: «Исследуйте Писание, оно свидетельствует обо мне». Все, что делает Христос с Рождения до служения в Иерусалиме, до страдания на Кресте, – обо всем этом уже сказано, и они могли бы это узнать, если бы захотели. Но они не хотели. Не потому, что не знали каких-то строчек – они не хотели принимать такого Христа.

То, чему они научились в своей жизни, совершенно никакого отношения к Христу не имело. Они поверили не Священному Писанию, а своим мечтам о Священном Писании. Они по-своему все истолковали, извратили смысл Писания, в сердце их была ложь, как об этом свидетельствует Христос: отец лжи – вот кто ваш отец. Естественно, вместиться в лживое сердце свидетельство об истине не могло. И не вместилось. Они закрыли свое сердце и оказались Богоубийцами. Правда, апостол Павел говорит, что до пришествия Христа на всех народах лежит покрывало, и они не могут из-за этого покрывала увидеть свет Священного Писания, Ветхого Завета, пророчества, который заключен в этой Божественной книге. Это покрывало, как указывает апостол Павел, снимается Христом.

Ведь не только фарисеи – даже ученики Христовы, апостолы, с которыми Христос провел практически неразлучно три года, открывая тайны Божии, не могли вместить, что Христос пришел, чтобы быть причтенным ко злодеями, чтобы погибнуть страшной мукой, чтобы быть погребенным у богатого и воскреснуть на третий день. То есть они не могли вместить, что Христос должен будет пострадать.

И когда приходит Христа забирать стража во главе с лживым учеником Иудой, Петр не понимает, что время страданий Христовых настало, и пытается защитить Христа, как бы воспрещая Ему начать служение, ради которого Он пришел на землю. И в порыве непонимания отрекается от Христа.

Даже ученики не смогли вместить все это, потому что и на их лицах, на их сердцах, на их умах лежало покрывало. Они читают пророчества и не понимают, что эти пророчества означают.

Такова закономерность Книг, написанных Духом Божиим, и тайну этой закономерности открывает апостол Петр. Он говорит, что все Писание Боговдохновенно, и ни одно из пророчеств не может быть изъяснено только Святым Духом: понять, что пророчества говорят о Христе, люди могут с очевидностью только тогда, когда Дух Святый коснется их сердец. То есть Тот, Кто написал через пророков эти Писания, только и может, просвещая наш ум, наше сердце, дать нам разумение Писания, понять, почему так говорят пророки, что они хотят этим сказать.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать