Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, Александр! Благодарю за приглашение и Вас лично, и телеканал «Союз».
Константин Фотопулос родился в 1982 году в Афинах. Церковной музыкой стал интересоваться достаточно рано. Поскольку его отец, Иоаннис Фотопулос, был священнослужителем, он и дал сыну первые уроки. Константин продолжил получать профессиональное образование у кантора Константина Папахристодулу и отца Анастасиоса Троефороса. В 2001 году, окончив курсы византийского пения, Константин Фотопулос получил диплом с отличием. Позже он продолжил совершенствовать свои знания о византийской музыке, занимаясь частно с самыми известными учителями в этой области в Греции. Параллельно Константин занимался на скрипке. Помимо музыкального образования имеет филологическое образование национального Каподистрийского университета Афин. В 2004 году Константин впервые приехал в российскую столицу с целью создания школы византийской музыки и хора на ее базе. Так возник коллектив «Псалтика». В 2008 году вместе со своим товарищем Константином Буздекисом основал Афинскую школу византийского пения «Схолион Псалтикис» и хор «Анпсалтирио». Познакомиться поближе с Константином Фотопулосом можно прямо сейчас, в программе «Канон».
– Два года назад у нас в программе принимал участие руководитель московской школы византийского пения «Псалтика» Максим Трошин (насколько я знаю, Вы являетесь идейным вдохновителем этой школы). И он очень много о Вас рассказывал. Мы очень рады, что наконец-то познакомились с Вами лично.
– Максим Трошин – это человек, который, можно сказать, посвящает всю свою жизнь византийской музыке, это его главная любовь. Для меня большая честь сотрудничать с Максимом. И так получилось, что вначале я его вдохновил и познакомил с византийской музыкой, но сейчас его усердие часто уже меня вдохновляет больше работать на этом поприще.
– А вообще изначально школа возникла в Афинах, как я понимаю?
– В 2004 году Игорь Львович Кварталов, который представлял издательство «Святая Гора», пригласил меня сюда, в Россию, для того чтобы основать здесь школу византийского пения. И таким образом создалась довольно сильная команда, которая явилась составом этой школы. Три года мы усердно работали, очень плодотворно, вдохновенно, чтобы создать хорошую базу. А спустя три года я вынужден был вернуться к себе на родину в Грецию, в Афины, так как должен был идти в армию, но я оставался все время на связи со своими учениками и с ребятами, с которыми мы проработали все это время, мы постоянно общались. Спустя некоторое время с моим другом Константином Буздекисом, который живет в Афинах, мы основали школу византийского пения, которая называется «Схолион Псалтикис». Здесь, в Москве, возникли некоторые проблемы существования школы в рамках деятельности издательства «Святая Гора», поэтому мы совместно с ребятами решили продолжить деятельность школы уже в качестве филиала греческой школы византийского пения.
– Вы основали школу «Схолион Псалтикис», а до этого какой был музыкальный путь?
– Мой папа является священником, и он привил мне любовь к византийской музыке еще с самого детства. Он является моим первым учителем. Мой папа очень опытный человек, имеет большой опыт в византийском пении, и до сего дня я часто беру у него какие-то советы, касающиеся византийского пения. Параллельно с тем, что я занимался византийским пением со своим отцом, я начал получать уроки у учителя византийского пения Костаса Папахристодулу. Далее я продолжил учебу со священником Анастасием Троефоросом, который, в свою очередь, выучил византийское пение на Афоне у отца Милетия Сикеота. С отцом Анастасием я дошел до того момента, когда уже получил диплом о византийской музыке. Дальше я продолжил учебу уже с известным учителем, певчим великой Церкви в Константинополе ламбадарием Василием Эммануэлидисом.
(Звучит кондак святому равноапостольному князю Владимиру в исполнении мужского хора Московской школы византийского пения «Псалтика».)
– Скажите, византийская традиция сейчас сохранилась только в Греции? Получается, в других странах это некая экзотика?
– Конечно, византийская музыка имеет своим источником происхождения Грецию. Но надо сказать, что в наше время византийская музыка присутствует во всех Православных Поместных Церквах, где-то на более высоком уровне и в большем масштабе, где-то меньше. И такое явное присутствие византийской музыки сегодня есть в Америке, Сербии, Албании, Румынии, а также последние тринадцать лет мы со своими коллегами пытаемся развивать эту певческую традицию в России.
– А с чем исторически связан разрыв с этой традицией в других православных странах?
– Нельзя сказать, что всегда и везде присутствовала византийская музыка, как и не везде всегда присутствовало православие. Например, в Америке совсем недавно появились православные общины и, соответственно, византийская музыка. Но в России получилось так, что после того как сюда пришла византийская церковная музыка, спустя какое-то время прекратилось тесное общение с Грецией, и таким образом эта традиция была утрачена и пошла по своему пути. В итоге это пришло к тому, что мы называем знаменным пением.
– А в чем особенности византийской традиции, византийского церковного пения? Наверное, целую лекцию можно рассказать.
– Это очень хороший вопрос, но в ответе на него много параметров; и их сложно сейчас изложить все здесь. Мы можем отметить какие-то самые важные, ключевые моменты.
– Например, у современного музыканта восприятие музыки именно полифоническое, то есть музыкант воспринимает музыку только многоголосно. А вот уникальность тех произведений, которые вы исполняете, в одноголосном пении.
– Да, действительно, так и есть. Одним важным отличием певческих традиций партесного и византийского пения является то, что партесное пение – это полифония, то есть много голосов на разном уровне, а византийское пение – одноголосное, когда много людей поют одну мелодию на основании некоего музыкального ковра, который называется исократима. И можно сказать, что в византийском пении мы поем едиными устами и единым сердцем. Также особенность византийского пения в том, что у нас нет смешанных хоров, то есть поют либо только мужчины, либо только женщины. Также очень важная особенность для тех, кто занимается византийским пением и вообще музыкой профессионально, – существование неких микротонов.
– Я слышал, что у вас и нотация определенная, западная нотация вам не подходит.
– Важная особенность византийского пения, его отличие от партесного – это существование своей системы нотации, своего музыкального алфавита. В этой системе нотации, которая существует в византийской музыке, заложены и практические задачи, которые касаются и манеры пения, и переходов с одной ноты на другую, именно поэтому мы не перекладываем наши мелодии на западную систему нотации.
– А как эта музыка, это знание дошли до наших дней?
– Очень важный момент, конечно, – это момент предания византийской церковной музыки, как письменного, так и устного. Особо важную значимость имеет устное предание, оно несет в себе также и элементы некоего жизненного опыта.
– Но это передавалось через монастыри?
– Не только, хотя монастыри являются ключевой базой для передачи этого предания, и особенно, конечно, Гора Афон. Две основных базы для сохранения и передачи предания византийского пения – это Святая Гора, а также Константинополь и Церковь Константинопольской Патриархии.
– Вы исполняете только аутентичную музыку? Или, например, современные авторы могут написать произведение и стилизовать его под это звучание?
– Византийская музыка – это живая музыка, живое предание. Это означает, что по прошествии веков она живет, дышит и развивается, но это не означает, что каждый певчий, каждый псалт может произвольно писать все, что ему придет в голову. Если он хорошо укоренен в предании, у него был хороший учитель и он хорошо воспринял это предание, он знает границы, в которых можно творить. Поскольку мы говорим о предании как о важнейшем элементе церковной византийской музыки, мы не можем говорить о том, что несколько веков назад византийская музыка была какой-то совсем другой. Это произошло так, потому что византийское предание жило на протяжении многих веков. И не было какого-то длительного периода разрыва этого предания так, чтобы нам приходилось опять его где-то искать и заново формулировать.
К примеру, на Афоне, в монастыре Великая Лавра жил святой Иоанн Кукузель, который составил известные песнопения, так называемые аниксандарии. Со времен Иоанна Кукузеля и до наших дней насельники монастыря Великой Лавры на всех праздничных службах поют вот эти аниксандарии. Все певчие и псалты, которые сохраняют эту певческую традицию на Афоне, осознают величие ответственности того, что они несут это предание через века. И очень сложно было бы, осознавая эту ответственность, что-то кардинально менять в этом предании.
(Звучит фрагмент аниксандария в исполнении мужского хора Московской школы византийского пения «Псалтика».)
– Давайте вернемся к дню сегодняшнему. Вы приехали в Россию, насколько я понимаю, уже не в первый раз. Сейчас у Вас здесь запланирован концерт.
– Я уже говорил ранее, что с 2004 года, когда была создана школа византийского пения, не прекращается постоянная работа и постоянное общение с учениками и с той командой, которой мы работали. Ежегодно, один или два раза в год, я по возможности приезжаю в Россию и очень рад видеть тот результат, который мы имеем на сегодняшний день.
Но сейчас я особенно рад, потому что я приехал не только ради занятий, мастер-классов, но также и для того, чтобы подготовиться к событию, которое совершится в этом историческом и, можно сказать, святом месте – в Соборной палате. И для меня особая радость иметь возможность через этот концерт познакомиться и узнать более широко тех людей, которые любят византийское пение. Важно отметить, что людей, которые начинают интересоваться этой музыкой и любить ее, становится все больше.
– На самом деле для нас это тоже очень большое и радостное событие, поскольку организаторы концерта перед нашей съемкой мне сказали, что свободных билетов уже нет, весь зал полностью выкуплен. И более того, ваша аудитория благодаря нашей программе расширяется, поскольку мы можем показать фрагменты этого концерта. Так как наша программа идет в записи, мы обязательно порадуем наших телезрителей вашим выступлением.
– Это большая честь для нас, что телеканал «Союз» будет транслировать концерт. И я слышал всегда замечательные отзывы о вашем телеканале. Мы особенно будем рады познакомить ваших телезрителей с этим богатым преданием церковной византийской музыки.
(Звучит утренняя стихира «С миры пришедшим» в исполнении мужского хора Московской школы византийского пения «Псалтика».)
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!